Preview

Японские исследования

Расширенный поиск

Идеал женщины в творчестве Танидзаки Дзюнъитиро (1886-1965). Переосмысление взглядов на национальную культуру

https://doi.org/10.24411/2500-2872-2020-10017

Полный текст:

Аннотация

Данная статья посвящена взглядам писателя Танидзаки Дзюнъитиро на японскую эстетику через образы идеальных женщин в знаковом для литератора произведении «О вкусах не спорят» (蓼食ふ蟲, Тадэ ку: муси, 1929). Роман выходил сериями на протяжении двенадцати месяцев в газетах « Токё: нитинити симбун » (東京日日新聞) и « Оосака майнити симбун » (大阪毎日新聞) с 1928 по 1929 г. Это произведение является рубежным, ибо маркирует переход от раннего творчества писателя, когда он восхищался западной культурой, идеалом для которого была «новая японка», следовавшая веяниям западной моды, к позднему, когда национальная самоидентификация писателя вышла на передний план. Осознав, что тот родной уникальный мир, в котором он прожил всю жизнь, может исчезнуть, Танидзаки Дзюнъитиро влился в дискурс того времени со своими представлениями о прекрасном. Он использовал литературу как инструмент для их распространения, формирования национальных идей. Однако вопрос национального для писателя был сугубо эстетическим. В романе «О вкусах не спорят» нашла отражение как личная драма писателя - сложные отношения с первой женой Тиёко, так и первая попытка продемонстрировать потерю интереса к западной эстетике через потерю главным героем интереса к собственной жене - приверженке западных взглядов на жизнь. В 1931 г. в своём эссе «Любовь и сладострастие» (恋愛及び色情, Рэнъай оёби сикидзё ), в котором писатель призвал японцев пересмотреть свои взгляды на традиционное миросозерцание, он недвусмысленно заявил, что описывал в романе «О вкусах не спорят» собственные представления, свой новый женский идеал - «женщину-куклу», прообразом которой является идеальная красавица прошлого. Роман вписывается в общую тенденцию конца 20-х годов XX века, когда во всей японской культуре наблюдался «возврат к истокам». Это также объясняется усталостью от комплекса неполноценности, который Япония испытывала по отношению к Западу в течение длительного времени.

Об авторе

М. Г. Селимов
Институт мировой литературы им. А.М. Горького РАН
Россия


Список литературы

1. Мещеряков А.Н. Император Мэйдзи и его Япония. М.: Наталис, 2012. 735 c.

2. Санина К.Г. Феномен «Возврата к Японии» и повесть Танидзаки Дзюнъитиро «Мандзи» (1928-1930) // История и культура традиционной Японии 8 / РГГУ, Ин-т восточных культур и античности. СПБ: «Гиперион», 2015. С. 390.

3. Танидзаки Дзюнъитиро. Похвала тени // Избранные произведения / пер. с яп. М. Григорьева. М.: Художественная литература, 1986. С. 479-522.

4. Танидзаки Дзюнъитиро. Рэнъай оёби сикидзё: : [Любовь и сладострастие] / Инъэй райсан : [Похвала тени]. Токио: Тю:о:ко:ронся, 1995. С. 92-141.

5. Танидзаки Дзюнъитиро. Тадэ ку: муси : [О вкусах не спорят]. Токио: Синтё:ся, 1951. 256 c.

6. Keene, D. Five Modern Japanese Novelists. New York.: Columbia University Press, 2003. P. 1-23.

7. Kohn, H. Nationalism: Its Meaning and History. New York: Van Nostrand Reinhold Company, 1965. 191 p.

8. Tanizaki Jun'ichirō. Childhood Years: A Memoir. Translated by Paul McCarthy. Tokyo: Kōdansha, 1988. 198 p.

9. Tanizaki Jun'ichirō. Some Prefer Nettles. Translated by Edward G. Seidensticker. New York.: Vintage, 1995. 224 p.


Рецензия

Для цитирования:


Селимов М.Г. Идеал женщины в творчестве Танидзаки Дзюнъитиро (1886-1965). Переосмысление взглядов на национальную культуру. Японские исследования. 2020;(3):6-20. https://doi.org/10.24411/2500-2872-2020-10017

For citation:


Selimov M.G. The ideal woman in Tanizaki Jun’ichirō’s (1886-1965) works. Rethinking views on national Japanese culture. Japanese Studies in Russia. 2020;(3):6-20. (In Russ.) https://doi.org/10.24411/2500-2872-2020-10017

Просмотров: 61


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2500-2872 (Online)