Preview

Японские исследования

Расширенный поиск

Влияние микропрозы Фредрика У. Брауна на сверхкороткие рассказы Хоси Синъити и Акагава Дзиро

https://doi.org/10.55105/2500-2872-2022-2-95-107

Полный текст:

Аннотация

В конце 1950-х – начале 1960-х гг. писатель Цудзуки Митио впервые перевёл на японский язык сверхкороткие истории Фредрика У. Брауна (1906–1972), которым начали подражать Хоси Синъити (1926–1997), Акагава Дзиро (р. 1948) и другие японские писатели, экспериментируя в новом жанре социальной и психологической научной фантастики, получившей популярность в США в середине ХХ века, а также в жанре мистических и детективных историй. В американской литературе были сформулированы три основные особенности сверхкороткого рассказа: 1) новаторская идея, 2) неожиданный поворот сюжета, 3) непредсказуемая концовка произведения. Эти и другие черты прослеживаются и в японских сверхкоротких рассказах. Поскольку процесс становления и развития сверхкороткого рассказа как новой формы японской литературы проходил под влиянием американской микропрозы, в статье проведён анализ элементов, которые были заимствованы сверхкороткими рассказами Хоси Синъити и Акагава Дзиро у Фредрика У. Брауна. Рассматриваются темы, идеи, каноны, художественный метод, а также подход к социальным проблемам. Предлагается взгляд на японскую сверхкороткую прозу, принимая во внимание интертекстуальность как приём построения текста с отсылками к произведениям предшественников, в данном случае – американского писателя. Литературные параллели с сюжетами сверхкоротких историй Фредрика У. Брауна обнаруживаются в первом сборнике микропрозы Хоси Синъити «Бокко-тян», опубликованном в 1971 г., куда вошли рассказы, написанные в период с 1958 по 1970 гг., а также в первом сборнике микропрозы Акагава Дзиро, ученика Хоси, – «Танцующий мужчина», опубликованном в 1986 г., куда вошли рассказы, написанные в конце 1970-х – начале 1980-х гг. Преемственность сюжетов и философских идей Брауна рассматривается на примере семи ранних рассказов Хоси, в которых очевидна аллюзия на творчество американского писателя; в то же время показывается, что в некоторых мистических сверхкоротких историях Акагава заимствованы в основном не сюжеты, а приёмы и техники, такие как психологизм, чёрный юмор, игра слов и метафоричность образов. Впервые подвергаются рассмотрению американские истоки японского сверхкороткого рассказа.

Об авторе

Л. Ю. Хронопуло
Санкт-Петербургский государственный университет
Россия

Хронопуло Лиала Юрьевна, доцент кафедры японоведения

199034, г. Санкт-Петербург, Университетская наб., 7-9



Список литературы

1. Голубина К.В. Ультракороткий рассказ как продукт межжанровой гибридизации (на примере американских ультракоротких рассказов) // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. Вып. 7 (746). 2016. С. 41–49.

2. Жилина Л.В. Короче! Short-short story в современной японской литературе // Окно в Японию. Электронный журнал. URL: http://ru-jp.org/zhilina_01.htm (дата обращения: 30.03.2022).

3. Карцева З.И. «Малые формы» в новой болгарской прозе // Славянский вестник. Вып. 2. Москва. 2004. С. 476–490.

4. Лебедева М.Н. К вопросу о жанровой специфике Short-Short Story // Вестник ТвГУ. Серия Филология. № 1. 2015. С. 324–327.

5. Назаренко М. Короткие и необычайные истории // Реальность фантастики. № 8. 2004. С. 174–180.

6. Сивачук К.М. Аллюзия и эпитет в контексте американского сверхкороткого рассказа // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. Вып. 18 (816). 2018. С. 339–352.

7. Хронопуло Л.Ю. Cверхкороткие рассказы в творчестве современных японских писателей Акагава Дзиро и Атода Такаси // Вестник СПбГУ. Сер. 13. № 1. 2015. С. 81–90.

8. Akagawa, J. (1986a). Katte-ni shaberu onna [The Talkative Woman]. Tokyo: Shūeisha. (In Japanese).

9. Akagawa, J. (1986b). Odoru otoko [The Dancing Man]. Tokyo: Shinchōsha. (In Japanese).

10. Atōda, T. (2001). Atogaki to sempyō [Afterword and Selector’s Comment]. In Shōto shōto no hiroba-12 [Square of Shōto Shōto, Vol. 12] (pp. 217–229). Tokyo: Kōdansha. (In Japanese).

11. Bartter, M.A. (1988). The Way to Ground Zero: The Atomic Bomb in American Science Fiction. New York: Greenwood Press.

12. Booker, K.M. (2001). Monsters, Mushroom Clouds, and the Cold War: American Science Fiction and the Roots of Postmodernism, 1946–1964. Westport: Greenwood Press.

13. Brown, F.W. (1942a, January). Clue in Blue. Thrilling Mystery, 3, 14–18.

14. Brown, F.W. (1942b, January). Twenty Gets You Plenty. G-Men Detective, 4, 23–29.

15. Brown, F.W. (1942c, February). Little Apple Hard To Peel. Detective Tales, 2, 51–63.

16. Brown, F.W. (1973). Paradox Lost and Twelve Other Great Science Fiction Stories. New York: Random House.

17. Echigo, A. (2014). Nihon shōto shōto bungaku kenkyū: saishō no shōsetsu ni yoru saidaigen no jiyū o megutte [A Study of the Shōto Shōto Japanese Literature: The Larger Freedom of the Extra-Short Prose]. Iwate daigaku gobun gakkai, 19, 28–36. (In Japanese).

18. From These Ashes: The Complete Short Science Fiction of Fredric Brown. (2001). Farmington: NESFA Press.

19. Guimarães, J.F.N. (2009). The Short-Short Story: The Problem of Literary Genre. In Proceedings of the International Symposium on Genre Studies (pp. 5–24). Encino.

20. Hoshi, S. (1971). Bokko-chan [Bokko-chan]. Tokyo: Shinchōsha. (In Japanese).

21. Hoshi, S. (1985). Sempyō [Selector’s Comment]. In Shōto shōto no hiroba-1 [Square of Shōto Shōto, Vol. 1] (pp. 297–323). Tokyo: Kōdansha. (In Japanese).

22. Khronopulo, L.Y. (2016). Imagination as an Artistic Method and a Source of the Plots in Shōto Shōto Short Stories of Contemporary Japanese Writers Akagawa Jirō and Atōda Takashi. In Consciousness, Theatre, Literature and the Arts (pp. 119-128). Newcastle: Cambridge Scholars Publishing.

23. Khronopulo, L.Y. (2018). The Shōto Shōto Short Story of the Japanese Writers Hoshi Shinichi, Akagawa Jirō and Atōda Takashi: Artistic Method, Genre, Traditions and Innovations. Hiroshima Interdisciplinary Studies in the Humanities, 16, 1–23.

24. Maruge, M. (2012). Waraenai watashitachi o warau. Genshiryoku to sekai no owari o megutte – Hoshi Shinichi no shōto shōto [Laughing at Us, Who Can’t Laugh: Shōto Shōto by Hoshi Shinichi – About Nuclear Energy and the End of the World]. Waraigaku kenkyū journal, 9, 109–121. (In Japanese).

25. Matsushima, S. (2003). Hoshi Shinichi and the Space-Age Fable. New Zealand Journal of Asian Studies, 5 (2), 94–114.

26. Pierce, H.B. (1983). A Literary Symbiosis: Science Fiction/Fantasy/Mystery. Westport: Greenwood Press.

27. Satō, C., Murai, H., & Tokosumi, A. (2009). Bungaku sakuhin gun no tokuchōteki goi to gainen kategorī no chūshutsu. Hoshi Shinichi: shōto shōto no keiryō bunseki [Extracting Distinctive Vocabularies and Conceptual Categories from a Literary Text: A Quantitative Analysis of Hoshi Shinichi’s Short-Short Stories]. Jōhō chishiki gakkaishi, 19 (2), 132–137. (In Japanese).

28. Satō, C., Murai, H., & Tokosumi, A. (2010). Hoshi Shinichi no shōto shōto bungaku no monogatari patān chūshutsu [Extracting Narrative Patterns from the Short-Short Stories of Hoshi Shinichi]. Jōhō chishiki gakkaishi, 20 (2), 123–128. (In Japanese).

29. Thomas, J., Thomas, D., & Hazuka, T. (Eds). (1992). Flash Fiction: 72 Very Short Stories. New York: Norton.

30. Toyosawa, S. & Murai, H. (2018, December). Hoshi Shinichi no shōto shōto ni okeru ochi no kōzō bunseki [“Narrative Structure Analysis of Punchlines within the Flash Fictions of Shinichi Hoshi”]. Jinmonkon, 75–82. (In Japanese).

31. Yoda, H. & Alt, M. (2012). The Okiku Doll. In Yurei Attack! The Japanese Ghost Survival Guide (pp. 80–83). Tokyo, Rutland, Vermont, Singapore.


Рецензия

Для цитирования:


Хронопуло Л.Ю. Влияние микропрозы Фредрика У. Брауна на сверхкороткие рассказы Хоси Синъити и Акагава Дзиро. Японские исследования. 2022;(2):95-107. https://doi.org/10.55105/2500-2872-2022-2-95-107

For citation:


Khronopulo L.Yu. The influence of Fredric W. Brown’s micro fiction on Hoshi Shin’ichi’s and Akagawa Jirō’s short-short stories. Japanese Studies in Russia. 2022;(2):95-107. (In Russ.) https://doi.org/10.55105/2500-2872-2022-2-95-107

Просмотров: 36


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2500-2872 (Online)