Preview

Японские исследования

Расширенный поиск

Типы персонажей в произведении Дзиппэнся Икку «То:кайдо:тю: хидзакуригэ»

https://doi.org/10.24411/2500-2872-2020-10013

Полный текст:

Аннотация

Статья поднимает проблему классификации многочисленных персонажей произведения Дзиппэнся Икку «То:кайдо:тю: хидзакуригэ», одного из ярчайших представителей жанра коккэйбон , относящегося к юмористическому пласту развлекательной литературы гэсаку эпохи Токугава. При этом объектом исследования становятся как специфические черты, так и основные функции героев, комическое взаимодействие которых составляет основу развития повествования «То:кайдо:тю: хидзакуригэ». Система персонажей рассматривается как один из важнейших факторов популярности произведения, которое считается одним из первых бестселлеров подобного масштаба в рамках литературы гэсаку . Все персонажи подразделяются на три группы: протагонисты, «блуждающие» персонажи и «провинциальные» персонажи, внутри которых также выделяются более дробные категории. Протагонисты воплощают собой образ типичных эдокко , столичных жителей, презирающих провинциальные обычаи и сосредоточенных на чувственных наслаждениях. Построение произведения вокруг путешествия двух мужских персонажей восходит к традициям японской путевой литературы, однако по сравнению с предшественниками, в работе Икку просматривается и ряд новаторских тенденций. Юмористическое взаимодействие главных героев разнообразно и происходит, прежде всего, в условиях «комедии положений» или на основе механизмов фарсов кё:гэн . «Блуждающие» персонажи представлены такими категориями, как персонажи, связанные с транспортом; путешественники; мошенники и авантюристы; персонажи религиозной сферы; воины. Каждая из категорий наделена определённым набором характеристик и функций: например, мошенники и авантюристы являются двигателями повествования и инициируют комические ситуации, а персонажи религиозной сферы сглаживают конфликтные ситуации между протагонистами и прочими действующими лицами. То же разнообразие черт и функций присуще и «провинциальным» персонажам, представленным обслуживающим персоналом постоялых дворов; торговцами; хозяевами чайных домиков и провинциальными жителями. Так, девушки-зазывалы на постоялых дворах почтовых станций То:кайдо:, создают особую атмосферу произведения и вводят в повествование новые локации, а торговцы представляют читателю знаменитые продукты той или иной местности. Основные положения анализа иллюстрируются фрагментами исследуемого произведения в переводе автора статьи.

Об авторе

А. Ю. Борькина
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ)
Россия


Список литературы

1. Бахтин M.M. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.: «Художественная литература», 1990. 543 с.

2. Герасимова М.П. От эпохи Эдо до наших дней. Эстетический идеал городской культуры // Японские исследования. 2016. № 4. С. 36-54.

3. Григорьева Т.П. Японская художественная традиция. М.: главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1979. 368 с.

4. Дзиппэнся Икку. То:кайдо:тю: хидзакуригэ : [На своих двоих по тракту То:кайдо:]. Токио: Иванами сётэн, 1958. Т. 62. 503 с.

5. Кинсэй бунгаку кэнкю: дзитэн : [Энциклопедический словарь по литературе периода Кинсэй] / под ред. Окамото Масару, Кира Суэо. Токио: О:фу:ся, 1986. 498 с.

6. Конита Сэйдзи. Эдо гэсаку-но рэнсай ко:со: : [Идея публикации произведения по частям в литературе гэсаку] // Japanese Literature. 2004. № 5. P. 2-10.

7. Лихачёв Д.С., Панченко А.М., Понырко Н.В. Смех в Древней Руси. Л.: «Наука», 1984. 295 с.

8. Мацубара Макото. Дзию: минкэн ундо: то гэсакуся: «Дзию:то: дзидай» ни окэру Ватанабэ Бункё: то Нодзаки Сабун то но хикаку кара : [Движение за свободу и народные права и гэсакуся: на основании сравнения деятельности Ватанабэ Бункё: и Нодзаки Сабун в «эпоху Либеральной партии»] // Japanese Literature. 2009. № 58. Р. 43-51.

9. Редько Т.И. Повествовательная проза: [Японская литература первой половины XIX в.] // История всемирной литературы. Т. 6. М.: «Наука», 1983. С. 631-635.

10. Симпан Нихон бунгаку-си : [Новое издание истории японской литературы] / под ред. Хисамацу Сэнъити. Токио, Сибундo:, 1973. Т. 5. 1061 с.

11. Тэруока Ясутака, Гундзи Масакацу. Эдо симин бунгаку-но кайка : [Расцвет городской литературы Эдо]. Токио: Сибундо:, 1967. 458 с.

12. Aston W.G. A History of Japanese Literature. London: William Heinemann, 1907. 409 p.

13. Early Modern Japanese Literature: An Anthology, 1600-1900 / Shirane Haruo., ed. New York: Columbia University Press, 2002. 1027 p.

14. Gerstle A.C. The Culture of Play: Kabuki and the Production of Texts // Oral Tradition. 2005. №20. P. 188-216.

15. Kato Shuichi. A History of Japanese Literature / Transl. by Don Sanderson. Tokyo, New York, San Francisco: Kodansha International Ltd., 1983. Vol. 3. 307 p.

16. Shores M.W. Jippensha Ikku, Hizakurige and Comic Storytelling // Early Modern Japan: An Interdisciplinary Journal. 2012. № 20. P. 46-75.

17. Smith D. H. The Floating World in Its Edo Locale 1750-1850 // The Floating World Revisited / Jenkins D., ed. Portland Art Museum, Hawaii University Press, 1993. P. 25-45.

18. Talamo M. To:kaido:chu: hizakurige: popular work or fruit of a well-planned commercial strategy? An inquiry from a sociological perspective // Acta Asiatica Varsoviensia, 2013. № 26. P. 7-23.

19. Traganou J. The To:kaido: Road: traveling and representation in Edo and Meiji Japan. Taylor & Francis e-Library, 2005. 267 p.

20. Wells M. Japanese Humour. UK, Palgrave Macmillan, 1997. 196 p.


Рецензия

Для цитирования:


Борькина А.Ю. Типы персонажей в произведении Дзиппэнся Икку «То:кайдо:тю: хидзакуригэ». Японские исследования. 2020;(2):82-95. https://doi.org/10.24411/2500-2872-2020-10013

For citation:


Borkina A.Yu. Types of characters in Jippensha Ikku’s Tōkaidōchū Hizakurige. Japanese Studies in Russia. 2020;(2):82-95. (In Russ.) https://doi.org/10.24411/2500-2872-2020-10013

Просмотров: 40


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2500-2872 (Online)