Preview

Японские исследования

Расширенный поиск

Художественные особенности пьедесталов, нимбов, мандорл японских буддийских скульптур

https://doi.org/10.55105/2500-2872-2022-3-6-22

Аннотация

В статье описываются и анализируются важные иконографические элементы буддийской культовой скульптуры, отличающиеся большим разнообразием и смысловой наполненностью.
Внимание акцентируется на этимологии и семантике пьедесталов, на которых возвышаются скульптуры – в основном сидят или стоят. Благодаря пьедесталам скульптура отделялась от повседневного профанического мира, подчёркивался её статус в иерархии буддийских божеств, демонстрировался возвышенный сакральный характер. Очевидно, что набор пьедесталов достаточно разнообразен. Прослеживается богатство его форм – от простых постаментов, невысоких баз, но имеющих символический смысл, до сложных архитектурных сооружений. Классический пьедестал-трон, являвший каскад из лотосовых цветов, на котором восседали самые значимые представители буддийского мира, выступал манифестацией их божественного происхождения и нравственной чистоты. Исследуются специфические черты пьедесталов – трон как семантический аналог священной горы Сумеру, а также зооморфные троны с различными ездовыми птицами и животными, занимавшие значительное место в многообразном наборе пьедесталов.
Установлено, что лучезарные нимбы в виде дисков, пламенных окружностей, мандорлы вокруг корпуса скульптуры, испускающие лучи, различаются по форме и стилистике. Анализируется их символическая эстетика, рассказывающая о персонажах, их предназначении и роли в сонме буддийских божеств. Нимбы над головой как символ святости имеют простые геометрические формы круга, обруча, а в некоторых случаях вытянуты вверху и украшены символами. Мандорлы богато декорированы, художественно изысканны, демонстрируют мастерство ювелирного искусства. Они придают фигурам царственную величавость и праздничность. Отмечено, что яркость изображений усиливается за счёт золотого блеска, а светозарность образов является причиной искусной орнаментации мандорл и их насыщенного украшения. Мандорлы, за основу которых взят лепесток лотоса, представляют живописный фон и структурно объединяют скульптурную группу.
Сделаны выводы о том, что узоры на пьедесталах, нимбах и мандорлах составляют важный элемент композиции, свидетельствуя об уникальности декоративных решений. Выработанные на протяжении веков типы пьедесталов, часто с нависающими ажурными балдахинами, разнообразные, завершённые по форме ореолы и мандорлы способствовали обогащению пластических образов. Статья даёт представление о том, насколько многообразно в японской иконографии представлены такие важные информационные знаки буддийской скульптуры, как пьедесталы, нимбы и мандорлы.

Об авторах

Ю. Л. Кужель
Московский государственный университет спорта и туризма
Россия

Кужель Юрий Леонидович, доктор искусствоведения, профессор кафедры иностранных языков

125499, Москва, Кронштадтский бульвар, 43-а



Т. И. Бреславец
Дальневосточный федеральный университет
Россия

Бреславец Татьяна Иосифовна, кандидат филологических наук, профессор кафедры японоведения

690922, Владивосток, Русский остров, Аякс, 10, 20D



Список литературы

1. Герасимова М.П. Воображение японцев // Историческая психология и социология истории. Москва: ИВ РАН. 2016. № 1. С. 2–23.

2. Кравцова М.Е. Иконографические принципы буддийского изобразительного искусства // Духовная культура Китая. Москва: Восточная литература. 2010. Т. 4. С. 183–200.

3. Кужель Ю.Л. XII веков японской скульптуры. Москва: Прогресс-традиция. 2018. 455 с.

4. Kobayashi, T. (1975). Nara Buddhist Art: Tōdai-ji. Tōkyō: Heibonsha.

5. Kobayashi, Yutaka. (Ed.) (2011). Butsuzō tambō [Buddha Statue Exploration]. Tōkyō: Eishuppansha. (In Japanese).

6. Kobayashi, Yutaka. (Ed.) (2013). Nyoraizō no subete [All of the Buddha Statue]. Tōkyō: Eishuppansha (In Japanese).

7. Kumada, Yumiko. (2006). Butsuzō no ziten [Encyclopedia of Buddha sculptures]. Tōkyō: Seibidō. (In Japanese).

8. Mizuno, S. (1974). Asuka Buddhist Art. Hōryū-ji. Tōkyō: Heibonsha.

9. Mori, H. (1974). Sculpture of the Kamakura Period. Tōkyō: Heibonsha.

10. Mori, H. (1977). The Japanese Portrait Sculpture. Tōkyō: Shibundō.

11. Nishimura, Kōchō & Ogawa, Kōzō (2009). Butsuzō no miwakekata [How to Distinguish Buddha Statues]. Tōkyō: Shinchōsha. (In Japanese).

12. Sakurai, Megumu. (2008). Shikoku henro [Shikoku Pilgrimage]. Tōkyō: Nihon hōsō shuppan kyōkai. (In Japanese).

13. Sawa, Takaaki. (1967). Mikkyō bijutsu [Esoteric Art]. Tōkyō: Heibonsha, (Nihon no Bijutsu series). Vol. 8. (In Japanese).

14. Seki, Yūji. (2012). Butsuzō to kodaishi [Buddha Statue and Ancient History]. Tōkyō: Bukmansha. (In Japanese).

15. Tanaka, Yoshiyasu. (2008). Butsuzō no sekai [The World of Buddha Sculptures]. Tōkyō: Nihonbungeisha. (In Japanese).

16. Yamamoto, Michio. (Ed.) (2013). Ten’nō butsuzō no subete [All of the Emperor Buddha Statue]. Tōkyō: Eishuppansha. (In Japanese).

17. Yamamoto, Michio. (Ed.) (2014). Myōōzō no subete [All of the Myōō Statue]. Tōkyō: Eishuppansha. (In Japanese).


Рецензия

Для цитирования:


Кужель Ю.Л., Бреславец Т.И. Художественные особенности пьедесталов, нимбов, мандорл японских буддийских скульптур. Японские исследования. 2022;(3):6-22. https://doi.org/10.55105/2500-2872-2022-3-6-22

For citation:


Kuzhel Yu.L., Breslavets T.I. Artistic features of pedestals, halos, mandorlas of Japanese Buddhist sculptures. Japanese Studies in Russia. 2022;(3):6-22. (In Russ.) https://doi.org/10.55105/2500-2872-2022-3-6-22

Просмотров: 623


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2500-2872 (Online)