Preview

Японские исследования

Расширенный поиск

«Культура игры» в нарративных стратегиях «То:кайдо:тю: хидзакуригэ» Дзиппэнся Икку

https://doi.org/10.24412/2500-2872-2021-3-6-18

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению основных нарративных стратегий произведения «То:кайдо:тю хидзакуригэ» (1802-1809) авторства Дзиппэнся Икку (1765-1831) в контексте понятия «культура игры». Феномен «культуры игры» был связан с поисками городским сословием в Японии в эпоху Токугава (1603-1868) новых форм выразительности, восприятия и переосмысления существовавшего миропорядка. Развлекательная литература гэсаку , в том числе и сочинение Икку, стали воплощением подобного концепта, основанного, прежде всего, на карнавальном переворачивании привычной, официальной реальности. «Культура игры» репрезентируется в «То:кайдо:тю хидзакуригэ» посредством определённых нарративных стратегий, в числе которых хронотоп произведения, коммуникативная система персонажей и особая событийная структура. Внутреннее пространство сочинения Икку представляет собой гротескный мир, в котором довлеет телесность и связанный с ней грубоватый комизм. Конструирование такого мира производится, прежде всего, с применением литературного приёма угати - совмещения в одной сцене противоположных, несопоставимых понятий и явлений. Формируется также и характерный тип времени, сконцентрированный на чистой бытийности, беспрерывности круга жизненных циклов, перетекающих друг в друга. Особое внимание уделяется звучащим в пространстве произведения «голосам» многочисленных персонажей и их взаимодействию. Специфика речи героев становится единственно значимой характеристикой их портрета; полифония разнородных «голосов» позволяет Икку воссоздать картину бытовой жизни, максимально приближенной к действительности, и дать выход различным точкам зрения, не находившим отражения в официальной риторике. Особое положение в системе персонажей занимает фигура нарратора, который одновременно представляется и непосредственным участником событий, и бесстрастным наблюдателем, фиксирующим происходящее, то максимально отдаляясь, то концентрируясь на мельчайших деталях. Событийная структура произведения по форме приближена к театральной. Персонажи нередко являются носителями определённых амплуа, эпизоды имеют характерное развитие, часто с прямыми отсылками к известным театральным постановкам и комическим рассказам. Подобные юмористические профанации также становятся в произведении мощным инструментом игрового переосмысления действительности.

Об авторе

А. Ю. Борькина
Санкт-Петербургская школа социальных наук и востоковедения; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ)
Россия


Список литературы

1. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Эксмо. 1929, 1963.

2. Бахтин M.M. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.: Художественная литература. 1990.

3. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М.: Художественная литература. 1975. С. 234-408.

4. Женетт Ж. Повествовательный дискурс / пер. с фр. Перцовой Н. // Женетт Ж. Фигуры. Т. 2. М.: Изд-во им. Сабашниковых. 1998. С. 60-280.

5. Araki, J.T. (1969). Sharebon: Books for Men of Mode. Monumenta Nipponica, 24 (1/2), 31-45.

6. Gerstle, A.C. (2005). The Culture of Play: Kabuki and the Production of Texts. Oral Tradition, 20, 188-216.

7. Harootunian, H.D. (1995). Late Tokugawa Culture and Thoughts. In M.B. Janson (ed.), The Emergence of Meiji Japan (pp. 53-143). Cambridge University Press.

8. Hirano, K. (2014). The Politics of Dialogic Imagination: Power and Popular Culture in Early Modern Japan. Chicago, London: The University of Chicago Press.

9. Jippensha Ikku. (1958). Tokaidochu Hizakurige [Shank's Mare]. Tokyo: Iwanami shoten. Vol. 62. (In Japanese).

10. McGee, D. (2011). Turrets of Time: Clocks and Early Configurations of Chronometric Time in Edo Fiction (1780-1796). Early Modern Japan: An Interdisciplinary Journal, 19, 44-57.

11. Miller, J.S. (1988). The Hybrid Narrative of Kyōden’s Sharebon. Monumenta Nipponica. 43 (2), 133-152.

12. Shirane, H. (ed.). (2002). Early Modern Japanese Literature: an Anthology, 1600-1900. New York: Columbia University Press.

13. Shores, M.W. (2012). Jippensha Ikku, Hizakurige and Comic Storytelling. Early Modern Japan: An Interdisciplinary Journal, 20, 46-75.

14. Traganou, J. (2005). The Tōkaidō Road: traveling and representation in Edo and Meiji Japan. Taylor & Francis e-Library.


Рецензия

Для цитирования:


Борькина А.Ю. «Культура игры» в нарративных стратегиях «То:кайдо:тю: хидзакуригэ» Дзиппэнся Икку. Японские исследования. 2021;(3):6-18. https://doi.org/10.24412/2500-2872-2021-3-6-18

For citation:


Borkina A.Yu. The “culture of play” in the narrative strategies of “Tōkaidōchū Hizakurige” by Jippensha Ikku. Japanese Studies in Russia. 2021;(3):6-18. (In Russ.) https://doi.org/10.24412/2500-2872-2021-3-6-18

Просмотров: 145


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2500-2872 (Online)