Preview

Японские исследования

Расширенный поиск

«Монахи О:баку» как отражение истории формирования учения в Японии периода Эдо (1603-1868)

https://doi.org/10.24412/2500-2872-2021-2-127-139

Полный текст:

Аннотация

В статье рассматриваются история формирования учения О:баку-дзэн и роль, которую в этом процессе сыграли так называемые «монахи О:баку». Школа О:баку, третье направление японского дзэн-буддизма, появилась на Японских островах в период Эдо (1603-1868) благодаря прибытию китайских эмигрантов. Период Эдо в истории Японии во многом характеризует введение властями политики изоляции от внешнего мира, и появление учения О:баку, фактически заимствованного из Китая во время «закрытия» страны, оказало влияние не только на буддийское сообщество страны, но и на формирование культурного облика эпохи. Успешное закрепление в Японии учения О:баку, олицетворявшего духовное наследие минского Китая, обеспечило целый комплекс условий, среди которых стоит выделить усилия основателя школы Иньюаня Лунци (1592-1673), его учеников и японских последователей, составивших институт «монахов О:баку». Кроме того, в состав «монахов О:баку» также включают китайских буддийских священников, селившихся в Нагасаки с начала XVII в. Во многом благодаря им в Нагасаки сформировалась мощная диаспора, обладавшая достаточной материальной базой и влиянием, чтобы пригласить именитого учителя с родины, которым впоследствии стал Иньюань. В истории успеха учения О:баку роль личности особенно важна, поскольку продуктивное взаимодействие с японскими властями, обретение материальной поддержки и прирост новообращённых во многом зависели от авторитета и харизмы наставников О:баку, перед которыми стояла сложная задача распространить на новой земле «слово Учителя». Биографии выдающихся представителей школы О:баку в полной мере отражают историю формирования учения с его взлётами и падениями. Монахи О:баку, помимо религиозной и творческой деятельности, много времени уделяли общению с народом и помощи мирянам, формируя положительный облик школы в глазах японского населения. Разносторонняя активность последователей школы - как китайцев, так и японцев - внесла весомый вклад во всплеск популярности О:баку в Японии в период Эдо.

Об авторе

А. П. Лугавцова
Институт монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения Российской академии наук
Россия


Список литературы

1. Буддизм в Японии / под ред. Григорьевой Т.П. Москва: Наука. 1993

2. Лугавцова А.П. Появление школы О:баку-дзэн в Японии: три основателя // Вестник Бурятского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук. 2018. № 4(32). С. 196-203. https://doi.org/10.31554/2222-9175-2018-32-196-203

3. Меньшиков Л.Н. Мулянь / в кн. Духовная культура Китая: энциклопедия. Т. 2. Мифология. Религия / под ред. М.Л. Титаренко, Б.Л. Рифтина, А.И. Кобзева, А.Е. Лукьянова, Д.Г. Главевой, С.М. Аникеевой. Москва: Восточная литература. 2007. С. 526-527

4. Akamatsu, S. (1943). Tetsugen [Tetsugen]. Tokyo: Yūzankaku. (In Japanese).

5. Baroni, H. (1993). Buddhism in Early Tokugawa Japan: The Case of Ōbaku Zen and the Monk Tetsugen Dōkō (PhD dissertation). Ann Arbor, Mich.: UMI Dissertation Services.

6. Baroni, H. (2000). Ōbaku Zen: The Emergence of the Third Sect of Zen in Tokugawa Japan. Honolulu: University of Hawaii Press.

7. Baroni, H. (2006). Iron Eyes: The Life and Teachings of Ōbaku Zen Master Tetsugen Dōkō. Albany: State University of New York Press.

8. Baskind, J. (2006). Ming Buddhism in Edo Japan: the Chinese Founding Masters of the Japanese Ōbaku School (PhD dissertation). Yale University, New Haven.

9. Glaze, S. (2011). Muan Xingtao: An Ōbaku Zen Master of the Seventeenth Century in China and Japan. Tucson: University of Arizona.

10. Hayashi, S. (1983). Mokuan [Mokuan]. Uji: Ōbakusan Mampukuji. (In Japanese).

11. Hirakubo, A. (1992). Mokuan zenshū [Complete works of Mokuan] (Vol. 8). Tokyo: Shibunkaku-shuppan. (In Japanese).

12. Hirakubo, A. (1993). Sokuhi zenshū [Complete works of Sokuhi] (Vol. 3). Tokyo: Shibunkaku-shuppan. (In Japanese).

13. Kimura, T. (2007). Shoki Ōbakuha no sōtachi [The monks of early Ōbaku history]. Tokyo: Shunjūsha. (In Japanese)

14. Ōbaku bijutsu to Edo no hanga [The art of Ōbaku and Edo woodblock prints]. (2004). Machida: Machida shiritsu kokusai bijutsukan. (In Japanese)

15. Ōbakuzen no bijutsu: Ingen zenji seitan 400 nenkinen [The art of Ōbaku: celebrating the 400th birthday of Zen master Ingen Ryūki]. (1993). Fukuoka: Fukuoka kenritsu bijutsukan. (In Japanese)

16. Smith-Weidner, M., Berge, P. (1994). Latter days of the law: images of Chinese Buddhism, 850-1850. Honolulu: University of Hawaii Press

17. Wu, J. (2004). Leaving for the Rising Sun: The Historical Background of Yinyuan Longqi's Migration to Japan in 1654. Asia Major, 17 (2), 89-120

18. Wu, J. (2014). Leaving for the Rising Sun: Chinese Zen Master Yinyuan and the Authenticity Crisis in Early Modern East Asia. Oxford: Oxford University Press

19. Zheng, A. (2009). A Portrait of an Obaku Monk: The Life and Religion of Jifei Ruyi (1616-1671). Tucson: University of Arizona

20. Japanese Buddhism. Part I. A brief history of Buddhism in Japan: 7. The Edo period. http://www.buddhanet.net/nippon/nippon_partI.html (дата обращения: 09.02.2021).

21. Mampukuji ni tsuite [О храме Мампуку-дзи]. Ōbakushū daihonzan Manpukuji [Мампуку-дзи - главный храм школы О:баку]. https://www.obakusan.or.jp/about/(дата обращения: 01.03.2021).

22. Мулянь или Маудгальяяна - в буддийской традиции один из главных учеников Будды Шакьямуни, принёсший себя в жертву для спасения матери от мук преисподней. Подробнее см. [Меньшиков 2007, c. 526-527].


Рецензия

Для цитирования:


Лугавцова А.П. «Монахи О:баку» как отражение истории формирования учения в Японии периода Эдо (1603-1868). Японские исследования. 2021;(2):127-139. https://doi.org/10.24412/2500-2872-2021-2-127-139

For citation:


Lugavtsova A.P. “Ōbaku monks” in the history of the formation of the Ōbaku sect in Japan during the Edo period (1603-1868). Japanese Studies in Russia. 2021;(2):127-139. (In Russ.) https://doi.org/10.24412/2500-2872-2021-2-127-139

Просмотров: 48


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2500-2872 (Online)