Preview

Японские исследования

Расширенный поиск

Экономическое значение японской «индустрии контента»

https://doi.org/10.24411/2500-2872-2019-10004

Полный текст:

Аннотация

В данной статье рассматривается вклад в экономику Японии индустрий, производящих культурный контент. На статистических данных детально рассмотрена динамика отдельных отраслей «индустрии контента», а также приведены оценки их совокупного размера. Делается вывод, что в индустрии происходят структурные изменения, связанные с технологическими нововведениями и демографическими процессами в стране, тогда как совокупный размер «индустрии контента» остается примерно одинаковым. Также рассмотрен экспорт японского культурного контента. Отмечается, что ввиду большого размера внутренних рынков различные отрасли японской индустрии контента не испытывали необходимости активно продвигаться на внешние рынки, но вследствие текущих демографических процессов наращивание экспорта становится для них всё более важным. Дигитализация, внедрение технологических инноваций, встраивание в глобальные цепочки добавленной стоимости являются необходимыми для продвижения японского культурного экспорта на данном этапе (в качестве примера приводится сотрудничество японских анимационных студий с Netflix). В завершение рассматриваются сопутствующие эффекты японской индустрии контента. Так, экспорт культурного контента способствует привлечению в Японию иностранных туристов, которые, в свою очередь, потребляют различные товары и услуги внутри страны. Также предполагается, что концентрация в одном городе или на одной территории культурных производств приводит к возникновению «креативной среды», которая привлекает «креативных» людей и таким образом положительно влияет на экономику региона. Рассмотрены некоторые примеры «креативных городов» Японии, которые демонстрируют, что помимо сугубо экономического значения, «креативный город» улучшает жизнь населения, способствуя созданию социально инклюзивной среды. Таким образом, культурные производства обладают комплексным значением, которое трудно однозначным образом свести к численному эквиваленту. Кроме того, в наши дни черта между «креативными» и «не-креативными» индустриями стирается: многие отрасли, которые традиционно не относят к «креативным», задействуют «культурную креативность». Этот процесс также приводит к повышению значения культурных активов, сохранения и обогащения культурного наследия.

Об авторе

Г. Д. Паксютов
МГУ им. Ломоносова
Россия


Список литературы

1. Нихон но сюппан токэй : [Статистика издательского дела в Японии] // AJPEA. URL: https://www.ajpea.or.jp/statistics/index.html (дата обращения: 23.01.2019).

2. Казаков О.И. Рекордный туризм в Японию в 2015 году на фоне отношения японцев к другим странам // Японские исследования. 2016. № 3. С. 13-24. DOI: 10.24411/2500-2872-2016-00019

3. Паксютов Г.Д. О японской киноиндустрии языком цифр // Японские исследования. 2017. №2. С. 46-58. DOI: 10.24411/2500-2872-2017-00011

4. Паксютов Г.Д. Китайская киноиндустрия: актуальные тенденции развития и социально-экономическое значение // Проблемы Дальнего Востока. 2017. №6. С. 150-155.

5. Тимонина И.Л. Креативность как экономический ресурс: опыт Японии // Япония. Ежегодник. М.: АИРО-XXI, 2017. С. 97-116.

6. Anzai A. Tourist arrivals to Japan fall for first time in 6 years. URL: https://asia.nikkei.com/Economy/Tourist-arrivals-to-Japan-fall-for-first-time-in-6-years (дата обращения: 29.01.2019).

7. Brazor P., Tsubuku M. Measuring the economics behind a shift to streaming // The Japan Times. URL: https://www.japantimes.co.jp/news/2017/03/11/business/measuring-economics-behind-shift-streaming/ (дата обращения: 25.01.2019).

8. Cool Japan Strategy // METI. URL: http://www.meti.go.jp/english/policy/mono_info_service/creative_industries/pdf/120116_01a.pdf (дата обращения: 26.01.2019).

9. Cool Japan Strategy (modified version) // METI. URL: http://www.meti.go.jp/english/policy/mono_info_service/creative_industries/pdf/121016_01a.pdf (дата обращения: 26.01.2019).

10. Content Industry // METI. URL: http://www.meti.go.jp/english/policy/mono_info_service/content_industry/pdf/20160329001.pdf (дата обращения: 21.01.2019).

11. Creative economy outlook // UNCTAD. URL: https://unctad.org/en/PublicationsLibrary/ditcted2018d3_en.pdf (дата обращения: 25.01.2019).

12. Creative economy outlook and country profiles // UNCTAD. URL: https://unctad.org/en/PublicationsLibrary/webditcted2016d5_en.pdf (дата обращения: 25.01.2019).

13. Economic contribution of the Japanese Film and Television Industry // Mitsubishi Research Institute // URL: https://www.mpa-i.org/wp-content/uploads/2015/10/ECR2015_FinalReportEN_gr.pdf (дата обращения: 02.02.2019).

14. Exports of goods and services // World Bank. URL: https://data.worldbank.org/indicator/NE.EXP.GNFS.CD?locations=JP (дата обращения 02.02.2019).

15. Final consumption expenditure of households // OECD. URL: https://stats.oecd.org/Index.aspx?DataSetCode=SNA_TABLE5 (дата обращения: 24.01.2019).

16. Florida R. Cities and the creative class // City & community. 2003. №. 1. С. 3-19.

17. Hartzheim B.H. Training Grounds: Postwar Manga Magazines and Shueisha’s Weekly Shōnen Jump // K.: Reitaku University, 2015.

18. Indergaard M. Beyond the bubbles: Creative New York in boom, bust and the long run // Cities. 2013. №33. С. 43-50.

19. Information Media Trends in Japan 2016. URL: http://www.dentsu.com/knowledgeanddata/publications/pdf/information_media_trends_in_japan_2016.pdf (дата обращения: 19.01.2019).

20. Information Media Trends in Japan 2017. URL: http://www.dentsu.com/knowledgeanddata/publications/pdf/information_media_trends_in_japan_2017.pdf (дата обращения: 20.01.2019).

21. Information Media Trends in Japan 2018. URL: http://www.dentsu.com/knowledgeanddata/publications/pdf/information_media_trends_in_japan_2018.pdf (дата обращения: 19.01.2019).

22. Iwabuchi K. Pop-culture diplomacy in Japan: soft power, nation branding and the question of ‘international cultural exchange’ // International Journal of Cultural Policy. 2015. №4. С. 419-432.

23. Japan Statistical Yearbook 2019 // Statistics Bureau. URL: https://www.stat.go.jp/english/data/nenkan/68nenkan/index.html (дата обращения: 02.02.2019).

24. Kakiuchi E. Culturally creative cities in Japan: Reality and prospects // City, Culture and Society. 2016. №2. С. 101-108.

25. Kakiuchi E., Takeuchi K. Creative industries: Reality and potential in Japan // T.: National Graduate Institute for Policy Studies, 2014.

26. Kawashima N. ‘Cool Japan’ and Creative Industries: An Evaluation of Economic Policies for Popular Culture Industries in Japan // Asian Cultural Flows. S.: Springer, 2018. С. 19-36.

27. Lee E. China’s underground anime fan culture is changing how brands market in China. URL: https://technode.com/2017/07/26/chinas-underground-anime-fan-culture-is-changing-how-brands-market-in-china/ (дата обращения: 27.01.2019).

28. McGuigan J. Rethinking cultural policy. L.: McGraw-Hill Education, 2004.

29. Moriyasu K. URL: https://asia.nikkei.com/Business/China-Japan-to-team-up-in-3bn-anime-market (дата обращения: 27.01.2019).

30. Number of Foreign Visitors to Japan 2008-2017 // Statista. URL: https://www.statista.com/statistics/654263/japan-number-foreign-visitors/ (дата обращения: 30.01.2019).

31. Number of Netflix streaming subscribers worldwide 2011-2018 // Statista. URL: https://www.statista.com/statistics/250934/quarterly-number-of-netflix-streaming-subscribers-worldwide/ (дата обращения: 28.01.2019).

32. Otmazgin N.K. Contesting soft power: Japanese popular culture in East and Southeast Asia // International Relations of the Asia-Pacific. 2008. №1. С. 73-101.

33. Sasaki M. Kanazawa: a creative and sustainable city // Policy Science. 2003. №10. С. 17-30.

34. Sasaki M. Urban regeneration through cultural creativity and social inclusion: Rethinking creative city theory through a Japanese case study // Cities. 2010. №27. С. 3-9.

35. Schilling M. TIFFCOM: China Market Propelling Anime to New Scale and Form. URL: https://variety.com/2017/film/asia/china-propelling-japan-anime-1202599293/ (дата обращения: 27.01.2019).

36. Shaw L. URL: https://www.bloomberg.com/news/articles/2017-10-17/from-anime-to-m-a-how-netflix-plans-to-spend-8-billion-in-2018 (дата обращения: 27.01.2019).

37. Smith O. How the world’s fastest growing travel destination is becoming the next overtourism battleground. URL: https://www.telegraph.co.uk/travel/destinations/asia/japan/articles/japan-fastest-growing-travel-destination/ (дата обращения: 30.01.2019).

38. Statistics of Film Industry in Japan // EIREN. URL: http://eiren.org/statistics_e/index.html (дата обращения: 22.01.2019).

39. The economics of Netflix // Stephen Follows. URL: https://stephenfollows.com/the-economics-of-netflix/ (дата обращения: 28.01.2019).

40. Tseng N. Expenditures on entertainment // Consumer Expenditure Survey Anthology. W.: Bureau of Labor Statistics, 2003. С. 73-78.

41. Wojan T. R. et al. Emoting with their feet: Bohemian attraction to creative milieu // Journal of Economic Geography. 2007. №6. С. 711-736.


Рецензия

Для цитирования:


Паксютов Г.Д. Экономическое значение японской «индустрии контента». Японские исследования. 2019;(1):51-72. https://doi.org/10.24411/2500-2872-2019-10004

For citation:


Paksiutov G.D. Economic contribution of Japan’s content industry. Japanese Studies in Russia. 2019;(1):51-72. (In Russ.) https://doi.org/10.24411/2500-2872-2019-10004

Просмотров: 63


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2500-2872 (Online)