Нанкинская резня в произведениях китайских и японских художников: обида и осознание трагедии
https://doi.org/10.55105/2500-2872-2025-3-106-128
Аннотация
Статья посвящена сравнительному анализу памяти о Нанкинской резне, запечатленной в произведениях китайских и японских художников в послевоенный период. События в Нанкине, произошедшие после захвата города японской армией в декабре 1937 г., когда, по разным оценкам, в результате массовых убийств, жестоких пыток и изнасилований гражданского населения японскими солдатами погибло от 40 тыс. до 400 тыс. человек, до сих пор остаются предметом серьезных противоречий между Китаем и Японией. В то же время для каждой из стран в отдельности, по разным причинам, память о них остается тяжелой исторической травмой: для Китая — из-за обиды на страну-соседа, а для Японии — в силу вызванной поражением в войне потери лица и из-за не прекращающихся обвинений в военных преступлениях. Исследование эволюции восприятия памяти о событиях в Нанкине через призму искусства представляет большой интерес для понимания процесса осмысления этой страницы истории в рассматриваемых странах, может помочь оценить состояние проработки исторической травмы и выявить глубинные причины сохраняющегося конфликта.
Статья разделена на две логических части. Первая посвящена идеологизации проблемы Нанкина в КНР в послевоенный период и анализу появившихся в этих условиях произведений китайских художников. Во второй части изложены результаты поиска художественных произведений, посвященных Нанкинской резне, созданных в послевоенной Японии, и сделаны выводы об отношении к трагедии японского художественного сообщества. В обеих частях автор придерживается комплексного подхода, исследуя социальные и политические условия появления тех или иных произведений, исторический фон и мотивацию авторов. Во второй части особое внимание уделено полемике, связанной с Нанкинской резней, которая, на примере сферы искусства, демонстрирует нам ситуацию в японском обществе в целом.
В заключении сделан вывод о важной примиряющей роли искусства, которое способно углублять взаимопонимание между народами и быть инструментом преодоления исторической травмы. Однако это возможно лишь при наличии научно обоснованного консенсуса по проблеме Нанкина и в отсутствие необоснованной политизации памяти об этом эпизоде войны.
Об авторе
П. В. КульневаРоссия
Кульнева Полина Викторовна, кандидат экономических наук, участник научного коллектива, проект «Нарративы “исторических обид” в официальном дискурсе и государственной политике стран Северо-Восточной Азии», научный сотрудник
119454, Москва, проспект Вернадского, 76
107031, Москва, ул. Рождественка, 12
Список литературы
1. Бенедикт Р. Хризантема и меч. Модели японской культуры. СПб.: «Наука». 2007.
2. Молодякова Э.В. Многоаспектность проблемы святилища Ясукуни // Ежегодник Япония. 2007. Т. 36. С. 48—68.
3. Стрельцов Д.В. Идентичности России и Японии в послевоенный период (1945—1991 гг.) // Ежегодник Япония. 2016. Т. 45. С. 337—352.
4. Chang, I. (2011). The Rape of Nanking: The Forgotten Holocaust of World War II. New York — London: Basic Books.
5. Hariu, Ichirô (2001). — 'Geijutsu to jinken'-ten o megutte — Nagoya Satoru no itchihankai e no hanron [ — Regarding the “Arts and Human Rights” Exhibition — A rebuttal to Satoru Nagoya's half-baked understanding]. Ato Magajin LR [Art Magazine LR], 24, March. Retrieved 2025, April 25, from URL: https://www2a.biglobe.ne.jp/~yamaiku/honhon/lr/lr.hariu.htm (In Japanese).
6. Mao, Zedong. (1999). Mei diguozhuyi shi zhongri liangguo renmin de gongtong diren (1960 nian 6 yue 21 ri) [U.S. Imperialism is the Common Enemy of the Chinese and the Japanese People (June 21, 1960)]. In Mao Zedong wenji [Collected Works of Mao Zedong], Vol. 8 (pp. 200—208). Beijing: Renmin chubanshe. (In Chinese).
7. Wakabayashi, B.T. (2000). The Nanking 100-Man Killing Contest Debate: War Guilt amid Fabricated Illusions, 1971—75. The Journal of Japanese Studies, 26 (2), 307— 340. DOI: https://doi.org/10.2307/133271
8. Wakabayashi, B.T. (2008). Leftover Problems. In Wakabayashi, Bob Tadashi (ed.). The Nanking Atrocity, 1937—38: Complicating the Picture (pp. 357—393). New York — Oxford: Berghahn Books. DOI: https://doi.org/10.2307/j.ctt1x76dqr.21
Рецензия
Для цитирования:
Кульнева П.В. Нанкинская резня в произведениях китайских и японских художников: обида и осознание трагедии. Японские исследования. 2025;(3):106-128. https://doi.org/10.55105/2500-2872-2025-3-106-128
For citation:
Kulneva P.V. The Nanjing Massacre in the works of Chinese and Japanese artists: Resentment and awareness of tragedy. Japanese Studies in Russia. 2025;(3):106-128. (In Russ.) https://doi.org/10.55105/2500-2872-2025-3-106-128