Роль японских политических акторов в создании фундамента новой системы образования в Японии в период оккупации
https://doi.org/10.55105/2500-2872-2025-3-66-84
Аннотация
Реформы периода оккупации Японии значительно изменили систему образования в стране. При этом основные принципы и идейный фундамент новой образовательной политики были заложены в 1946—1947 гг., когда были разработаны и обнародованы Основной закон об образовании, Закон о школьном образовании и поправки в Конституцию Японии. В то же время актуальными являются споры о том, были ли эти реформы в основном навязаны американским Штабом оккупационных войск (ШОВ), или же японские политики, ученые и педагоги имели достаточно возможностей для продвижения своих инициатив. Настоящая статья посвящена оценке роли японских политических акторов, участвовавших в реформах образования в 1946—1947 гг.
В ходе работы было установлено, что ШОВ, обладавший огромными возможностями и полномочиями влиять на ход реформ, в сфере образования применял имевшуюся власть на практике по большей части только по наиболее важным для оккупационной администрации вопросам. ШОВ влиял на выборы, позволив леволиберальным политическим деятелям прийти к власти; строго следил за предотвращением распространения националистических и милитаристских идей через систему образования. Однако по другим вопросам японские политические акторы были более свободны в действиях. Создание Основного закона об образовании и Закона о школьном образовании, которые стали фундаментом новой системы образования, было результатом дебатов и компромиссов между различными японскими политиками и педагогами. Анализ, представленный в этой статье, приводит к выводу, что японские деятели сыграли огромную роль в формировании новой системы образования. Хотя большинство результатов реформ можно назвать победой либеральных акторов, консерваторам также удалось добиться частичных побед, таких как принятие Резолюции о воспитании религиозных чувств. Более того, законы, заложившие основные принципы политики образования, не были избыточно подробными. Эта особенность, оформившаяся также по инициативе японских политических игроков, позволила более гибко выстраивать образовательную политику в будущем.
Об авторе
Д. А. РоманенкоРоссия
Романенко Даниил Алексеевич, младший научный сотрудник
107031, Москва, ул. Рождественка, д. 12
Список литературы
1. Панов А.Н. Революция Сёва. Модернизация Японии в послевоенный период (1945—1952 гг.). М.: Восток—Запад, 2010.
2. Прасол А.Ф. Генезис и развитие японского образования: VIII — начало XX вв. Дис. д.и.н. Владивосток. 2004.
3. Романенко Д.А. История создания Основного закона об образовании 1947 года и его значение в реформах просвещения // Сборник материалов XIII Конференции молодых японоведов «Новый взгляд». М.: Адвансед солюшнз, 2024. С. 279—290.
4. Ibuka, Yûji. (2015). Kyôiku kihon hô to rikkenshugi — shinkyû kyôiku kihon hô no rekishiteki honshitsu [Basic Act on Education and Constitutionalism: The Historical Essence of the Old and New Basic Acts on Education]. Nara kyôiku daigaku kiyô, jinbun shakai kagaku, 64 (1), 1—12. (In Japanese).
5. Kanai, Tôru. (2018). Sengo ni okeru Mutai Risaku no kyôiku rinen no tenkai — minzoku kyôdôtai to iu kokka kan ni chakumokushite [Education Principle of Risaku Mutai After World War II Focusing on the Concept of National/Ethnic Community]. Tôhoku kyôiku gakkai, 21, 1—14. (In Japanese).
6. Kikuchi, Makiko. (2018). Amano Teiyû no dôtoku kyôiku-ron no tenkai to kadai [Development and Problems of Teiyû Amano's Moral Education Theory]. Hakuô daigaku kyôiku gakubu ronshû, 11 (4), 41—60. (In Japanese).
7. Kono, Hiroaki. (1982). Kyôiku rinen no keisei to kyôiku sasshin iinkai daisankai sôkai [Education Reform Committee Third General Meeting and Formation of Educational Philosophy]. Hokkaidô kyôiku daigaku kiyô. Daiichibu. C, kyôiku kagakuhen, 32 (2), 47—61. (In Japanese).
8. Kono, Hiroaki. (1986). Kyôiku sasshin iinkai no hossoku to kyôiku kihon-hô no ritsuan kaishi: Shôwa 21-nen hachigatsumatsu ~ kugatsu no kyôiku rippô katei gaikyô [Establishment of the Educational Reform Committee and the Beginning of Drafting the Basic Act on Education: Overview of the Educational Legislative Process from the end of August to September 1945]. Hokkaidô kyôiku daigaku kiyô. Daiichibu. C, kyôiku kagaku-hen, 36 (2), 1—16. (In Japanese).
9. Kono, Hiroaki. (1993). Kyôiku kihon hô seiritsu no shigen [The Origin of the Establishment of the Basic Act on Education]. Hokkaidô kyôiku daigaku kiyô. Daiichibu. C, kyôiku kagaku-hen, 43 (2), 41—56. (In Japanese).
10. Kono, Hiroaki. (1998). Kyôiku kihon hô seiritsushi saikô [Reconsidering the History of the Establishment of the Basic Act on Education]. Kyôikugaku kenkyû, 65 (3), 214— 222. (In Japanese).
11. Koseki, Shôichi. (2018). The Birth of Japan's Postwar Constitution. Routledge.
12. Kurachi, Norihiro. (2005). Kyôiku sasshin iinkai dai 7 tokubetsu iinkai no kiso-teki kenkyû: Sono seiritsu katei no sobyô [Study of the 7 th Subcommittee of the Japanese Education Reform Committee: Description of Its Process of Organizing]. Kyôto daigaku shôgai kyôikugaku toshokan jôhôgaku kenkyû, 4, 151—159. (In Japanese).
13. Murai, Hiroshi. (2018). Nanbara Shigeru no kyôiku shisô: Kiki to kyôiku [Exami- ning Shigeru Nanbara's Thoughts on Education: Education in Crisis]. Sôgô seisaku ronsô, 36, 87—99. (In Japanese).
14. Nishi, Toshio. (2013). Unconditional Democracy: Education and Politics in Occupied Japan, 1945—1952. Hoover Press.
15. Nozaki, Y. (2002). War Memory, Nationalism and Education in Postwar Japan: The Japanese History Textbook Controversy and Ienaga Saburo's Court Challenges. Routledge.
16. Reed, S.R. (1988). The People Spoke: The Influence of Elections on Japanese Politics, 1949—1955. Journal of Japanese Studies, 14 (2), 309—339.
17. Tsuchimochi, G.H. (1990). Education Reform under the American Occupation (1): Report of the United States Education Mission to Japan and the Reform of the School System. Toyo Eiwa Journal of the Humanities and Social Sciences, 1, 65—80.
18. Tsuchimochi, G.H. (2000). The Introduction of “General Education” in Postwar Japanese Universities. Nanzan Review of American Studies: A Journal of Center for American Studies, 22, 81—98.
19. Wray, H. (1996). Education Policy Formation for the Allied Occupation of Japan. Nanzan Review of American Studies: A Journal of Center for American Studies, 1—25.
20. Wray, H. (2001). The First United States Education Mission to Japan, Part II: The Tokyo Phase. Nanzan Review of American Studies: A Journal of Center for American Studies, 23, 7—63
Рецензия
Для цитирования:
Романенко Д.А. Роль японских политических акторов в создании фундамента новой системы образования в Японии в период оккупации. Японские исследования. 2025;(3):66-84. https://doi.org/10.55105/2500-2872-2025-3-66-84
For citation:
Romanenko D.A. The role of Japanese political actors in the establishment of the basis of a new education system in Japan during the occupation period. Japanese Studies in Russia. 2025;(3):66-84. (In Russ.) https://doi.org/10.55105/2500-2872-2025-3-66-84