Японцы в Харбине в начале XX в. К проблеме русско-японских отношений на начальном этапе истории КВЖД
https://doi.org/10.55105/2500-2872-2025-2-38-52
Аннотация
Статья посвящена проблемам русско-японских отношений на Китайско-Восточной железной дороге на начальном этапе ее истории. Рабочих из Японии не приглашали на строительство дороги, но японцы были уже в числе первых поселенцев в основанном в 1898г. Обществом КВЖД городе Харбин. После небольшого перерыва, вызванного Русско-японской войной, двусторонние отношения были быстро восстановлены. В 1906г., по мере вывода российских войск из Маньчжурии, японцы стали возвращаться на КВЖД. Начиная с 1907г. японские официальные представители, предприниматели, деятели культуры и спорта стали принимать активное участие в общественно-политической, экономической и культурной жизни Харбина. Именно здесь было создано первое «Русско-Японское Общество». Японцы в Харбине были, в основном, заняты в таких сферах, как торговля, медицина, развлечения, домашняя прислуга. Важной составляющей двухстороннего взаимодействия было сотрудничество в железнодорожной сфере. В силу труднодоступности источников история японского населения Харбина в российской историографии изучена слабо. Целью работы является восстановление исторической картины и выявление проблем японского присутствия в Харбине и русско-японского взаимодействия на КВЖД в период между Русско-японской и Первой мировой войнами. Исследование выполнено на основе материалов периодической печати Харбина с привлечением выявленных в архивах материалов, собранных исследователем КВЖДЕ.Х. Нилусом. Опубликованные в газетах «Харбинский Вестник», «Харбин», «Новая жизнь» и «Маньчжурский курьер» информационные и аналитические материалы, особенно реклама, позволяют составить представление о составе японской общины, занятиях японцев и некоторых проблемах русско-японских отношений в 1906—1914гг. Изучение вопросов японского освоения КВЖД, их сосуществования и сотрудничества с русскими в Харбине, позволяет расширить знания по истории Китайско-Восточной железной дороги и достичь более полной и объективной картины истории русско-японских отношений в ХХ в.
Об авторе
В. Г. ДацышенРоссия
Дацышен Владимир Григорьевич - доктор исторических наук, главный научный сотрудник; профессор, профессор кафедры всеобщей истории
660049, г. Красноярск, ул. А. Лебедевой, 89
Список литературы
1. Абеленцев В.Н. Легенда станции Харбин-Центральная — А.К. Крапивницкий // Легенды старого Харбина. Исторический путеводитель / под ред. А.П. Забияко. Благовещенск: Изд-во Амурского госуниверситета, 2022. С. 16—20.
2. Весь Харбин на 1926 г. Адресная и справочная книга. Издатель С.Т. Тернавский. Харбин: Типография КВЖД, 1926. 534 с.
3. Горбылев А.М.Дзюдо в школе полицейского надзора города Харбин: Неизвестная страница истории проникновения японской борьбы в Россию // Интеграция науки и спортивной практики в единоборствах: Материалы XXI Всероссийской с международным участием научно-практической конференции молодых ученых, посвященной памяти...Евгения Михайловича Чумакова(Россия,Москва,16 февраля 2022 года)/под общ.ред. С.Е. Табакова. М.:Лика,2022.С.29—40.
4. Гончар В.В., Поволоцкий В.Д. Японское медицинское присутствие на территории строительства и эксплуатации КВЖД (1897—1922 гг.) // Журнал Фронтирных Исследований. 2023а. № 2. С. 115—132.
5. Гончар В.В., Поволоцкий В.Д. Японское зубоврачевание и его представители на Дальнем Востоке России (конец XIX — начало XX в.)//Японские исследования. 2023b. № 2. С. 6—17.
6. Заветная мечта императора. К 120-летию начала строительства Уссурийской железной дороги. Документы и материалы. Владивосток: Дальнаука, 2011. 156 с.
7. Иванов А.А., Кузнецов С.И. Деятельность политической полиции среди японцев на территории Иркутской губернии в конце XIX — начале ХХ века. Ч. II. Разведывательная деятельность на Дальнем Востоке и сотрудничество с Японией // Вестник Бурятского научного центра СО РАН. 2022. № 3 (47). С. 22—28.
8. Мелихов Г.В. Маньчжурия далекая и близкая. М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1991. 319 с.
9. Молодяков В. Россия и Япония: рельсы гудят. Железнодорожный узел российско-японских отношений (1891—1945). М.: АСТ, Астрель: Хранитель, 2006. 447 с.
10. Нестерова Е.И. Открытие Российского генерального консульства в Харбине: предыстория (1906—1907) // Исторический курьер. 2023. № 3 (29). С. 67—79.
11. Нилус Е.Х. Исторический обзор Китайской Восточной железной дороги. 1896—1923 г.г. По поручению Правления Ова и под редакцией Специальной Комиссии составил Агент Правления Ова Е.Х. Нилус. Т. 1. Харбин: Типография Кит. Вост. жел. дор. и Товва «Озо», 1923. 690 с.
12. ХохловА.Н.Положение японцев на русском Дальнем Востоке.1904—1905гг.// Вопросы истории.2010.№ 4.С.78—87.
13. Якименко Р.Н. Особенности контактов японцев и русских, проживавших в Маньчжурии в 1920—1940 гг. По материалам японских мемуаров//Известия Восточного Института. 2015. № 4 (28). С. 45—57.
Рецензия
Для цитирования:
Дацышен В.Г. Японцы в Харбине в начале XX в. К проблеме русско-японских отношений на начальном этапе истории КВЖД. Японские исследования. 2025;(2):38-52. https://doi.org/10.55105/2500-2872-2025-2-38-52
For citation:
Datsyshen V.G. Japanese in Harbin in the early 20th century. Russian-Japanese relations during the early history of the Chinese Eastern Railway. Japanese Studies in Russia. 2025;(2):38-52. (In Russ.) https://doi.org/10.55105/2500-2872-2025-2-38-52