Preview

Японские исследования

Расширенный поиск

Функции авторских комментариев в манге «Призрак в доспехах» Сиро: Масамунэ

https://doi.org/10.55105/2500-2872-2025-1-17-27

Аннотация

В статье анализируется роль авторских комментариев, реализованных в форме постраничных сносок, в рамках художественного произведения. В качестве анализа выбрана манга Сиро: Масамунэ «Призрак в доспехах» по той причине, что в этом произведении автор формирует особую текстовую ситуацию. Комментарии, не являясь доминирующим (как, например, в «Бледном огне» В. Набокова) или равноправным (как в «Бесконечной шутке» Д.Ф. Уоллеса) аспектом текста, все же, хотя и имеют маргинальный статус, выполняют в тексте несколько функций. Во-первых, комментарии как специфический паратекст подчеркивают статус манги как книги и дают возможность читателю выбрать один из возможных вариантов чтения, тем самым включая последнего в развертывание текста. Во-вторых, пространство комментариев становится пространством манифестации присутствия автора, который в сноски помещает эссе о науке и религии, о взаимодействии человека и технологии и стремится тем самым лучше артикулировать основные философские тезисы, реализованные – через рисунок и нарратив – в «Призраке в доспехах». В-третьих, комментарии позволяют автору сместить акцент с нарратива на а-нарративные аспекты текста, сам мир, в котором разворачивается действие. В-четвертых, комментарии подчеркивают само изменение роли автора, который из всесильного демиурга превращается в летописца, репортера, чья задача – фиксировать происходящее, разворачивающееся согласно законам, сформулированным во взаимодействии героев и пространств, пространств и пространств, пространств и вещей, вещей и героев. Тем самым посредством комментариев формируется ситуация, когда мир словно обретает условную автономность, способность существовать вне самого нарратива – рассказа о приключениях майора Кусанаги Мотоко и ее подчиненных. Авторские комментарии, таким образом, через прояснение иллюстраций, поступков героев, отдельных деталей способствуют переносу сюжета в другие медиа.

Об авторе

И. Р. Куряев
Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва
Россия

Куряев Ильгам Рясимович, кандидат филологических наук, доцент кафедры русской и зарубежной литературы филологического факультета

 430005, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68



Список литературы

1. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. Москва: Прогресс. 1994.

2. Зенкин С. Теория литературы: проблемы и результаты. Москва: Новое литературное обозрение. 2018.

3. Лотман Ю. Три функции текста. Внутри мыслящих миров. Санкт-Петербург: Азбука, Азбука-Аттикус. 2022. С. 17–30.

4. Сиро: М. Призрак в доспехах 1. Санкт-Петербург: Азбука, Азбука-Аттикус. 2020.

5. Сиро: М. Призрак в доспехах 2. Человеко-машинный интерфейс. Санкт-Петербург: Азбука, Азбука-Аттикус. 2020.

6. Степин Е. Обзор манги «Призрак в доспехах 1,5. Процессор с человеческой погрешностью». GeekCity. 19.07.2022. https://geekcity.ru/obzor-mangi-prizrak-v-dospexax-15-processor-s-chelovecheskojpogreshnostyu/ (дата обращения: 17.07.2024).

7. Цыркун Н. А. Комикс и кинематограф: общий генетический код. Артикульт. 2013. № 9 (1). С. 4–10.

8. Шмид В. Нарратология. Москва: Языки славянской культуры. 2008.

9. Dark Horse interview with Masamune Shirow. (1995). Listification. Retrieved July 17, 2024, from https://listification.blogspot.com/2016/03/dark-horse-interview-with-masamune.html

10. Genette, G. (1997). Paratexts: Thresholds of Interpretation. Cambridge: Cambridge University Press.

11. Green, S. (2007). AICN Anime-Sci-Fi Reviews of Ghost in the Shell 1.5 and Freedom (Featuring Design by Akira’s Katsuhiro Otomo). Ain’t It Cool News. Retrieved July 17, 2024, from http://legacy.aintitcool.com/node/33925.

12. Masamune Shirow, Interviewed by Trish Ledoux (1993). Listification. Retrieved July 17, 2024, from http://listification.blogspot.com/2015/05/asamune-shirow-interviewed-by-trish.html.

13. Rose, Ch. (2018). An Interview With David Foster Wallace. YouTube. Retrieved July 17, 2024, from https://www.youtube.com/watch?v=GopJ1x7vK2Q.

14. Schodt, F. (2014). An Interview With Masamune Shirow. World of Frederik L. Schodt. Retrieved July 17, 2024, from http://www.jai2.com/Msivu.htm.

15. Steinberg, M. (2012). Anime’s Media Mix. Franchising Toys and Characters in Japan. Minneapolis, London: University of Minnesota Press (In English).

16. Suvilay, B. (2017). L’âme des machines dans The Ghost in the Shell [The Soul of the Machines in The Ghost in the Shell]. ReS Futurae, 10(10). Retrieved July 17, 2024, from https://journals.openedition.org/resf/1134 (In French). https://doi.org/10.4000/resf.1134

17. Toren Smith Interview, Manga Maina Magazine. (1993). MotorBaller. Retrieved July 17, 2024, from http://www.motorballer.org/shirow/toren.html.

18. Westfahl, G. (2008). Hard Science Fiction. In D. Seed, A Companion to Science Fiction (pp. 195–198). Malden: Blackwell Publ.

19. Young Magazine Editorial Department. (2023). Gensaku-sha shirōmasamune ga kataru “kōkakukidōtai” # 02 [Original Author Shirow Masamune Talks About “Ghost in the Shell” #02]. The Ghost in the Shell. Retrieved July 17, 2024, from https://theghostintheshell.jp/feature/interview01_2 (In Japanese).

20. Young Magazine Editorial Department. (2023). Gensaku-sha shirōmasamune ga kataru “kōkakukidōtai” # 03 [Original Author Shirow Masamune Talks About “Ghost in the Shell” #03]. The Ghost in the Shell. Retrieved July 17, 2024, from https://theghostintheshell.jp/feature/interview01_3 (In Japanese).


Рецензия

Для цитирования:


Куряев И.Р. Функции авторских комментариев в манге «Призрак в доспехах» Сиро: Масамунэ. Японские исследования. 2025;(1):17-27. https://doi.org/10.55105/2500-2872-2025-1-17-27

For citation:


Kuryaev I.R. Functions of author’s commentaries in the manga “Ghost in the Shell” by Shirō Masamune. Japanese Studies in Russia. 2025;(1):17-27. (In Russ.) https://doi.org/10.55105/2500-2872-2025-1-17-27

Просмотров: 166


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2500-2872 (Online)