Preview

Японские исследования

Расширенный поиск

Влияние христианства на культуру слепых в Японии

https://doi.org/10.55105/2500-2872-2024-4-119-131

Аннотация

Слепые в Японии с довольно раннего времени смогли создать свою специфическую культуру. Уже в XIV веке они образовали собственную гильдию (Тōдōдза), монополизировав целый ряд традиционных оздоровительных и развлекательных практик – массаж, акупунктуру, прижигания, игру на традиционных музыкальных инструментах. Это дало членам гильдии возможность довольно стабильного заработка. Однако в результате ликвидации сёгуната Токугава и начала преобразований Мэйдзи гильдия оказалась распущена, а слепые попали в тяжелое положение, так как больше не получали от нее поддержки и в условиях ликвидации монополии на свои традиционные занятия были вынуждены конкурировать со зрячими. В ранний период преобразований правительства Мэйдзи заботу о слепых и их образовании взяли на себя частные благотворители и христианские организации. Именно через посредство последних были организованы первые специализированные школы, например, Токийская школа для слепых и немых. Многие незрячие, желавшие получать образование, со временем принимали христианство, после чего сами активно включались в благотворительную и образовательную работу. Целый ряд ключевых достижений в жизни данной категории людей в современной Японии оказался реализован именно благодаря деятельности слепых христиан. Именно они способствовали, в частности, изданию первой газеты и одного из первых журналов для слепых, были в числе первых среди инвалидов по зрению, кто получил высшее образование, создали первую библиотеку и первый благотворительный фонд для слепых. Христианство не только способствовало повышению уровня жизни и образования незрячих в Японии, но и дало им возможность открыть для себя новые возможности как в области выбора жизненного пути, так и в сфере духовного развития. Для своих последователей христианство стало средством устранения представления о кармическом генезисе слепоты, распространенного в традиционной Японии, а также давало им уверенность в том, что им предопределена особая миссия в японском обществе, возложенная на них Богом. 

Об авторе

А. Д. Бертова
Санкт-Петербургский государственный университет
Россия

Бертова Анна Дмитриевна, кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры теории общественного развития стран Азии и Африки

199034, Санкт-Петербург, Университетская набережная, 7-9



Список литературы

1. Бертова А. Д. Жизнь и религиозно-философские взгляды Кагава Тоёхико (1888–1960). Asiatica: Труды по философии и культурам Востока. 2020. Т. 14. № 2. С. 143–162.

2. Бертова А. Д. Семейство Цуда и развитие образования в Японии в период Мэйдзи (1868–1912). Asiatica: Труды по философии и культурам Востока. 2022. Т. 16. № 1. С. 101–117.

3. Adachi Y. (2020). Kindai shoki m (r) kyiku ni okeru shiritsu m (a) gakk setsuritsu katei no tokushitsu [Characteristics of the Process of Establishment of Private Schools for the Blind (and Dumb) in Early Modern Education of the Blind (and Deaf)]. Sundai Historical Review, 170, 1–22. (In Japanese).

4. Bertova, A. (2023). Problems of Christian Education in Contemporary Japan. Asiatica: Trudy po filosofiiam i kul’turam Vostoka, 17 (2), 3–13.

5. Frietsch, I. (1992). Blind Female Musicians on the Road. Chime Journal, 5, 58–64.

6. Groemer, G. (2001). The Guild of the Blind in Tokugawa Japan. Monumenta Nipponica, 56 (3), 349–380. DOI: https://doi.org/10.2307/3096791

7. Hirose, K. (2003). Reconsidering Japanese Religious History: The Aum Incident and the Blind Culture in Modern Japan. The Journal of the International Institute, 10 (3). Retrieved 16 August 2024, from http://hdl.handle.net/2027/spo.4750978.0010.301

8. Kumagai, T. (1932). Yami wo yabutte [Breaking the Darkness]. Tokyo: Kirisutoky shuppansha. (In Japanese).

9. Mishima, S. (2004). The History of Ophthalmology in Japan. Oostende: J. P. Wayenborgh Press.

10. Mochizuki Ch. (2013). Working for Equality: Activism and Advocacy by Blind Intellectuals in Japan, 1912– 1995 (Dissertation for the degree of Doctor of Philosophy. The Graduate Faculty of the University of Kansas). Retrieved August 16, 2020, from https://kuscholarworks.ku.edu/bitstream/handle/1808/19572/Mochizuki_ku_0099D_13067_DATA_1.pdf?sequence=1&isAllowed=y

11. Monbu kagakush [Ministry of Education, Culture, Sports, Science and Technology. Japan]. The Development of Special education. Retrieved August 20, 2024, from https://www.mext.go.jp/b_menu/hakusho/html/others/detail/1317377.htm

12. Morita, Sh. (2010). Yoshimoto Tadasu to «Nippon mjinkai» no kokoromi [Yoshimoto Tadasu and the Experiment of the «Japanese Blind Association»]. Shakai fukushigaku, 51 (2), 5–16. (In Japanese). DOI: https://doi.org/10.24469/jssw.51.2_5

13. Mullins, M. R. (2007). Christianity as a Transnational Social Movement: Kagawa Toyohiko and the Friends of Jesus. Japanese Religions, 32 (1–2), 69–87.

14. Murota, Y. (2009). Iwahashi Takeo kenkyū oboegaki – sono ayumi to gyseki wo chūshin ni [A Study of Iwahashi Takeo: His Life and His Works]. Kansei gakuin daigaku jinken kenkyū, 13, 27–45. (In Japanese).

15. Murota, Y. (2017). Iwahashi Takeo to kirisutoky [Iwahashi Takeo and Christianity]. Human Welfare, 9 (1), 119–129. (In Japanese).

16. Murota, Y. (2021). Kumagai Tetsutar no shgai to shis [Life and Philosophy of Kumagai Tetsutar]. Kansei gakuin shi kiyō, 27, 121–156. (In Japanese).

17. Nihon mjin kirisutoky dend kygikai [The Japan Christian Evangelical Council for the Blind]. Retrieved August 20, 2024, from https://moden.jp/about.php (In Japanese).

18. Takahashi, M., Sat, T. (2016). Shakai jigy toshite no mkyiku no tenkai [The Development of Blind Education as Social Work]. Naruto kyōikudaigaku gakkō kyōiku kenkyū kiyō, 30, 1–8. (In Japanese). DOI: http://doi.org/10.24727/00025357

19. Tamada, M. (2017, April). Continuing the Journey of my Father and Grandfather. Kyodan News, no. 392. Retrieved 18 August, 2024, from https://uccj.org/knl/26493.html

20. Tan, W. Y. W. (2022). Blind in Early Modern Japan: Disability, Medicine, and Identity. Ann Arbor: University of Michigan Press. T

21. Taniai, S. (1996). Mōjin no rekishi [A History of Blind People]. Tokyo: Akashi shoten. (In Japanese).

22. Teshirogi, Shun’ichi. (2005). Meijiki mjin kyiku ni okeru senky, senkyshi to ongaku [Mission, Missionary, and Music in Blind Education of Meiji Japan]. Nihon kenkyū: Kokusai nihon bunka kenkyū sentā kiyō, 30, 261–282. (In Japanese). DOI: http://doi.org/10.15055/00000634

23. Yamada, M. (2018). Bakumatsu-Meiji shoki no senkyi no katsud [The Practice of Medical Missionaries From the Late Tokugawa Period to the Early Meiji Era]. Shakai fukushigaku, 58 (4), 1–13. (In Japanese). DOI: http://doi.org/10.24469/jssw.58.4_1


Рецензия

Для цитирования:


Бертова А.Д. Влияние христианства на культуру слепых в Японии. Японские исследования. 2024;(4):119-131. https://doi.org/10.55105/2500-2872-2024-4-119-131

For citation:


Bertova A.D. Christian influence on the culture of the blind in Japan. Japanese Studies in Russia. 2024;(4):119-131. https://doi.org/10.55105/2500-2872-2024-4-119-131

Просмотров: 234


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2500-2872 (Online)