Preview

Японские исследования

Расширенный поиск

Феномен модан гару в истории Японии 1920-1930-х годов в эпоху модернизма и культуры потребления

https://doi.org/10.24411/2500-2872-2020-10021

Полный текст:

Аннотация

Настоящая статья посвящена феномену модан гару , который просуществовал в Японии около десяти лет, с 1920 по 1930 год. В это время многие интеллектуалы, писатели и критики размышляли над данным феноменом, поскольку он был совершенно беспрецедентным и непонятным явлением в японском обществе. Между Первой и Второй мировыми войнами в Японии в связи с технологическим прогрессом, индустриальным развитием и ускоренным процессом урбанизации был переосмыслен и переопределён уклад повседневной жизни. Урбанизация в Японии в конце 1910-х - 1920-х годов происходила вместе с европеизацией. После Первой мировой войны новая волна увлечения Западом хлынула на Японию. Социальные изменения этого времени послужили причиной динамизации образа японской женщины. Так на сцену вышли раскрепощённые, уверенные в себе, обладающие сильным характером, энергичные женщины. В масс-медиа женщины стали появляться в образах официанток кафе, танцовщиц и продавщиц. Они, став иконами современного города, прогуливались по торговым рядам, вели беседы в кафе, ходили в кино, занимались различными видами спорта, ездили в автобусах и трамваях. Современный стиль жизни 1920-х - 1930-х годов диктовал новые изменения во внешности молодых девушек: менялись их одежда и причёски. Модан гару , которых часто сравнивают с американскими флэпперами, носили яркие европейские наряды, туфли на каблуках, короткие стрижки и различные аксессуары. Японское общество, пытавшееся сохранить концепцию рёсай кэмбо (良妻賢母, «хорошая жена и мудрая мать»), не желало видеть независимых и свободных от семейных обязательств молодых девушек, которые своё свободное время проводили в кино, кафе и на танцплощадках. Модан гару никогда не выступали за женские права, не относились к числу суфражисток. Но, несмотря на это, они не желали оставаться под мужским контролем. Модан гару освободили себя от вековых условностей и традиций, добились финансовой независимости и больше ни в чём не уступали мужчинам.

Об авторе

Э. И. Гараева
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия


Список литературы

1. Икута Макото. Модан гару дзукан: Тайсё-Сёва-но осярэ дзёси : [Иллюстрированная книга модан гару: стильные девушки периодов Тайсё и Сёва]. Токио: Кавадэ сёбо синся, 2012.

2. Мак-Клейн Джеймс Л. Япония: От сёгуната Токугавы - в XXI век. М.: Аст «Астрель», 2016. С. 412-565.

3. Оя Соити. 100 пасэнто мога : [Мога на все 100 процентов] // Модан со-то модан со. Токио: Дайхокаку, 1930. С. 8-13

4. Такэхиса Юмэдзи. Рэн`ай хиго : [Шифр любви]. Токио: Бункоин сюппан, 1920.

5. Хирацука Райтё. Каку ару бэки модан гару : [Такими должны быть модан гару] // Хирацука Райтё тёсакусю. 1983. № 4. Токио: Оцуки сётэн. С. 290-297.

6. Bernstein Gail Lee. Recreating Japanese Women, 1600-1945. L.A.: University of California press, 1991.

7. Franсks Penelope. The Japanese Consumer: An Alternative Economic History of Modern Japan. Cambridge: Cambridge University Press, 2009.

8. Lowy Dina. The Japanese «New Woman»: Images of Gender and Modernity. New Brunswick: Rutgers University press, 2007.

9. Maureen Turim. Modern Girls and New Women in Japanese Cinemas // Japan studies review. Volume eleven. Florida International University and the Southern Japan Seminar, 2007. Pp. 129-143.

10. Sato, Barbara Hamill. Japanese Women and Modanizumu: The Emergence of a New Women’s Culture in the 1920s. N.Y.: Columbia University Press, 1994.

11. Sato Barbara. The New Japanese Woman: Modernity, Media, and Women in Interwar Japan. Durham and London: Duke University press, 2003.

12. Silverberg Miriam. Erotic Grotesque Nonsense: the Mass Culture of Japanese Modern Times. Berkeley: University of California press, 2009. P. 1-72.


Рецензия

Для цитирования:


Гараева Э.И. Феномен модан гару в истории Японии 1920-1930-х годов в эпоху модернизма и культуры потребления. Японские исследования. 2020;(3):90-106. https://doi.org/10.24411/2500-2872-2020-10021

For citation:


Garaeva E.I. Modan gāru phenomenon in the history of Japan in the 1920s and 1930s in the age of Modernism and consumer culture. Japanese Studies in Russia. 2020;(3):90-106. (In Russ.) https://doi.org/10.24411/2500-2872-2020-10021

Просмотров: 49


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2500-2872 (Online)