Иностранец в современном японском государственном дискурсе: конструирование различий между нацией и Другими
https://doi.org/10.55105/2500-2872-2024-2-6-29
Аннотация
Исследователи отмечают, что японская национальная идентичность формировалась под воздействием идеологии нихондзинрон, которая определяет страну как культурно уникальную и моноэтничную, конституируя разлом между Японией и остальным миром. Однако в контексте глобализации японское правительство, следуя мировому тренду, задействует программу национального брендирования Cool Japan, которая направлена на привлечение иностранцев и, следовательно, отличается по своему заряду от нихондзинрон. Предыдущие исследования показывают, что в действительности Cool Japan не столько конфликтует с нарративами нихондзирон, сколько наследует их риторике, однако мало внимания уделяется тому, как иностранцы представлены в рамках этой программы. Поэтому вопрос нашего исследования состоит в следующем: как в дискурсе Cool Japan представлен опыт взаимодействия между нацией/национальными субъектами и иностранцами и какими чертами наделены обе группы?
С помощью нарративного анализа и критического дискурс-анализа в исследовании рассматриваются аффилированные с государством СМИ: статьи раздела Friends of Japan из правительственного журнала и эпизоды документального сериала NHK Japanology Plus. Результаты показывают, что в проанализированных материалах воспроизводятся границы между японцами и иностранцами, реартикулируется культурная уникальность Японии и имплицитно воспроизводится нарратив о моноэтничности. В «Друзьях Японии» иностранцы изображаются как большие ценители японской культуры, от которых ожидают посредничества между Японией и миром, но не ожидают полной интеграции. Аналогичным образом, в «Японологии плюс» иностранцы изображаются как японофилы, которые помогают навести мосты между Японией и миром, рассказывая о самобытности Японии.
Положение иностранцев в этом дискурсе амбивалентно: с одной стороны, они оказываются субординированы по отношению к японцам, а с другой – наделены способностью оживить экономику страны, и потому являются ценными для нее. Эта двойственность отражает борьбу Японии за баланс между глобализацией и утверждением национальной идентичности в логике нихондзинрон, подсвечивая проблемы интеграции иностранцев в японское общество.
Об авторе
Д. С. АлексеевРоссия
Алексеев Даниил Сергеевич, бакалавр востоковедения, магистрант программы «Культурные исследования»
Москва, Старая Басманная, 24/1
Список литературы
1. Андерсон Б. Воображаемые сообщества: Размышления об истоках и распространении национализма / пер. с англ. В. Николаева; вступ. ст. С. П. Баньковской. Москва: Кучково поле. 2016. 416 с.
2. Карелова Л., Чугров С. Глобализация: японские интерпретации социокультурных процессов // Вопросы философии. 2009. № 7. С. 44–54.
3. Крупянко М., Арешидзе Л. Японский национализм. Идеология и политика. Москва: Международные отношения. 2012. 416 с.
4. Мещеряков А. Н. Послевоенная Япония: этнологическое уничтожение истории // История и современность. 2008. № 1. С. 175–188.
5. Мещеряков А. Н. Стать японцем. Топография тела и его приключения. Москва: Наталис. 2014a. 432 с.
6. Мещеряков А. Н. Terra Nipponica: среда обитания и среда воображения. Москва: Дело. 2014b. 424 с.
7. Мещеряков А. Н. Остаться японцем: Янагита Кунио и его команда. Этнология как форма существования японского народа. Москва: Лингвистика. 2020. 352 с.
8. Скворцова Е. Япония: кризис культурной идентичности при встрече с западной цивилизацией // Вопросы философии. 2012. № 7. С. 52–63.
9. Agar, M. (2007). Emic/Etic. In The Blackwell Encyclopedia of Sociology. John Wiley & Sons, Ltd. https://doi.org/10.1002/9781405165518.wbeose035
10. Aida, Y. (1970). Nihonjin no ishiki kōzō [The Japanese Mind]. Kōdansha. (In Japanese).
11. Aronczyk, M. (2008). “Living the Brand”: Nationality, Globality and the Identity Strategies of Nation Branding Consultants. International Journal of Communication, 2, 41–65. https://doi.org/1932-8036/20080041
12. Aronczyk, M. (2013). Branding the Nation: The Global Business of National Identity. Oxford University Press.
13. Asakura, T., Gee, G.C., Nakayama, K., & Niwa, S. (2008). Returning to the “Homeland”: Work-Related Ethnic Discrimination and the Health of Japanese Brazilians in Japan. American Journal of Public Health, 98(4), 743–750. https://doi.org/10.2105/AJPH.2007.117309
14. Befu, H. (1993). Nationalism and Nihonjinron. In H. Befu (Ed.), Cultural Nationalism in East Asia: Representation and Identity (pp. 107–139). Berkeley, California: Institute of East Asian Studies, University of California. http://archive.org/details/culturalnational0000unse
15. Benedict, R. (1947). The Chrysanthemum and The Sword. The Riverside Press. http://archive.org/details/in.ernet.dli.2015.80008
16. Burgess, C. (2004). Maintaining Identities: Discourses of Homogeneity in a Rapidly Globalizing Japan. Electronic Journal of Contemporary Japanese Studies. https://www.japanesestudies.org.uk/articles/Burgess.html
17. Choo, K. (2013). Nationalizing “cool”: Japan’s global promotion of the content industry. In Popular Culture and the State in East and Southeast Asia (pp. 85–105). Routledge.
18. Dale, P.N. (1986). The Myth of Japanese Uniqueness. Taylor & Francis.
19. Daliot-Bul, M. (2009). Japan Brand Strategy: The Taming of ‘Cool Japan’ and the Challenges of Cultural Planning in a Postmodern Age. Social Science Japan Journal, 12(2), 247–266. https://doi.org/10.1093/ssjj/jyp037
20. Dinnie, K. (2009). Nation Branding: Concepts, Issues, Practice (Reprinted). Elsevier Butterworth-Heinemann.
21. Doi, T. (1971). Amae no kōzō [The Anatomy of Dependence]. Kōbundō. (In Japanese).
22. Fairclough, N. (2003). Analysing Discourse: Textual Analysis for Social Research. Routledge.
23. Flowers, P.R. (2008). Failure to Protect Refugees? Domestic Institutions, International Organizations, and Civil Society in Japan. Journal of Japanese Studies, 34(2), 333–361. https://www.jstor.org/stable/27756571
24. Foss, S.K. (2017). Rhetorical Criticism: Exploration and Practice. Waveland Press.
25. Goodman, R. (2005). Making Majority Culture. In A Companion to the Anthropology of Japan (pp. 59–72). John Wiley & Sons, Ltd. https://doi.org/10.1002/9780470996966.ch5
26. Hall, S. (1996). Who needs identity? In P. Du Gay & S. Hall (Eds.), Questions of Cultural Identity (pp. 1–19). Sage.
27. Hall, S. (1997). The spectacle of the other. In S. Hall (Ed.), Representation: Cultural Representations and Signifying Practices (Vol. 7, pp. 223–290). Sage.
28. Ito, M. (1998). Globalization of Japan: Japanese Sakoku Mentality and U. S. Efforts to Open Japan. St. Martin’s Press. http://archive.org/details/globalizationofj0000itoh
29. Iwabuchi, K. (1994). Complicit Exoticism: Japan and Its Other. Continuum, 8(2), 49–82. https://doi.org/10.1080/10304319409365669
30. Iwabuchi, K. (2015). Pop-culture diplomacy in Japan: Soft power, nation branding and the question of ‘international cultural exchange’. International Journal of Cultural Policy, 21(4), 419–432. https://doi.org/10.1080/10286632.2015.1042469
31. Lie, J. (2001). Multiethnic Japan. Harvard University Press.
32. McCormack, G. (1994). Kokusaika, Nichibunken, and the question of Japan‐bashing. Asian Studies Review, 17(3), 166–172. https://doi.org/10.1080/03147539408712964
33. McGray, D. (2002). Japan’s Gross National Cool. Foreign Policy, 130, 44–54. https://doi.org/10.2307/3183487
34. McLaren, S. (2015). Made in Cool Japan: Delights and Disasters. Griffith Review, 49, 165–173.
35. Mishima, K. (2000). Japan: Locked in the Discourse of National Uniqueness? Internationale Politik Und Gesellschaft, 1, 74–82.
36. Mouer, R.E., & Sugimoto, Y. (1986). Images of Japanese Society: A Study in the Social Construction of Reality. Kegan Paul.
37. Murphy-Shigematsu, S. (1993). Multiethnic Japan and the Monoethnic Myth. MELUS, 18(4), 63. https://doi.org/10.2307/468120
38. Nakane, C. (1967). Tate shakai no ningen kankei [Human Relations in a Vertically Structured Society]. Kōdansha. (In Japanese)
39. Nishijima, R. (2017). Aporia of Omotenashi: Hospitality in Post-Oriental and Post-Imperial Japan (Nishijima_ucla_0031D_16351). University of California, Los Angeles. ProQuest Dissertations and Theses database.
40. Riessman, C. (2005). Narrative Analysis. In Narrative, Memory, & Everyday Life (pp. 1–7). University of Huddersfield.
41. Tamaki, T. (2019). Repackaging National Identity: Cool Japan and the Resilience of Japanese Identity Narratives. Asian Journal of Political Science, 27(1), 108–126. https://doi.org/10.1080/02185377.2019.1594323
42. Triandafyllidou, A. (2001). Immigrants and National Identity in Europe. Routledge.
43. Varga, S. (2013). The Politics of Nation Branding: Collective Identity and Public Sphere in the Neoliberal State. Philosophy & Social Criticism, 39(8), 825–845. https://doi.org/10.1177/0191453713494969
44. Volcic, Z., & Andrejevic, M. (2011). Nation Branding in the Era of Commercial Nationalism. International Journal of Communication, 5, 598–618.
45. Yoshino, K. (1998). Culturalism, racialism, and internationalism in the discourse on Japanese identity. In Making Majorities: Constituting the Nation in Japan, Korea, China, Malaysia, Fiji, Turkey, and the United States (pp. 13–30). Stanford University Press Stanford, CA.
Рецензия
Для цитирования:
Алексеев Д.С. Иностранец в современном японском государственном дискурсе: конструирование различий между нацией и Другими. Японские исследования. 2024;(3):6-29. https://doi.org/10.55105/2500-2872-2024-2-6-29
For citation:
Alekseev D.S. Foreigner in contemporary Japanese state discourse: Constructing differences between the nation and the Other. Japanese Studies in Russia. 2024;(3):6-29. (In Russ.) https://doi.org/10.55105/2500-2872-2024-2-6-29