Изменение в восприятии и отношении японских и российских студентов к стране-соседу (сравнение опросов 2007–2012–2021 гг.)
https://doi.org/10.55105/2500-2872-2023-1-6-26
Аннотация
С увеличением трансграничных образовательных контактов, которые происходят благодаря интернету, возрастает важность получения молодыми людьми объективных, а не стереотипных представлений об иностранных государствах и их гражданах.
Одной из причин выбора студентов университетов в качестве целевой группы для нашего исследования является тот факт, что образование тесно связано с ростом и развитием нации, что, в свою очередь, укрепляет социальную сплоченность и активную гражданскую позицию молодежи. Кроме того, причина сосредоточения внимания на студентах заключается в том, что именно студенты, которые вскоре станут выпускниками университетов, возможно, неизбежно будут иметь непосредственные связи или опыт в политических вопросах в будущем, и логически предполагается, что они будут влиять на будущую политику своей страны и международные отношения в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Основная цель настоящего проекта состояла в том, чтобы изучить изменения в общественном восприятии и отношении японских/российских студентов к России/Японии в период с 2007 по 2021 г. Это исследование не концентрируется на политических событиях, а скорее направлено на мониторинг изменений и различий, которые произошли за последние пятнадцать лет в восприятии образов стран- соседей и в отношении к России/Японии японских/российских студентов, а также на анализ того, что спровоцировало подобное восприятие и реакцию. Эмпирической базой настоящего исследования послужили проведенные в 2007–2021 гг. опросы студентов японских и российского университетов. В последние десятилетия образы стран привлекают пристальное внимание ученых всего мира. Когда мы начали исследование, насколько нам известно, не было информации о других исследованиях по изучению обозначенной выше темы именно среди этой целевой группы – студентов университетов.
Таким образом, данная статья призвана заполнить этот пробел в исследованиях путем изучения и обсуждения упомянутых выше тем.
Ключевые слова
Об авторе
Л. В. ЖилинаРоссия
Жилина Лариса Владимировна, кандидат исторических наук, доцент Факультета Филологии,Переводоведения и Медиакоммуникаций
Омск, пр-т Мира 55‑А
Список литературы
1. Balmas, M., Sheafer, T. (2014). Charismatic leaders and mediated personalization in the international arena. Communication Research, 41(7), 991–1015.
2. Chugrov, S., Streltsov, D. (2017). Interdependence of Russo-Japanese Relations and Mutual Images of Japan and Russia-Japanese. Journal of Political Science, 18 (1), 22–40.
3. Escher, A., Zimmermann, S. (2001). Geography meets Hollywood – Die Rolle der Landschaft im Spielfilm. Geographische Zeitschrift, 89(4), 227–236.
4. Fenigstein, A., Scheier M.F, Buss, A.H. (1975). Public and private self-consciousness: Assessment and theory. Journal of Consulting and Clinical Psychology, 43, 522–527.
5. Harzing, A.W., Maznevski, M., & country collaborators. (2002). The Interaction between Language and Culture: A Test of the Cultural Accommodation Hypothesis in Seven Countries. Language and Intercultural Communication, 2(2), 120–139.
6. Hatabu A., Mao X, Zhou Y., Kawashita N., Wen Z., Ueda M., et al. (2020). Knowledge, attitudes, and practices toward COVID-19 among university students in Japan and associated factors: An online cross-sectional survey. PLoS ONE, 15(12): e0244350.
7. Houtum, H. van (1999). The Geopolitics of Borders and Boundaries. Geopolitics, 10(4), 672–679.
8. Inaba, A. (2007). Problems relating to declining response rates to social survey research in Japan: trends after 2000. Japanese Journal of Sociology, 16(1), 10–22.
9. Ingenhoff, D., Klein, S. (2018). A Political Leader’s Image in Public Diplomacy and Nation Branding: The Impact of Competence, Charisma, Integrity, and Gender. International Journal of Communication, 12, 4507–4532.
10. Kozera, B. (1999). ‘Stranger’ and ‘Insider’. Three reflections of an uninstrumental reason. In: Others insiders. Studies on ethnic issues (pp. 39–48). Katowice.
11. Lebedeva, I.P. (2022). About Poverty and Inequality in Japan. Russian Japanology Review, 2, 5–33.
12. Markus, H.R., Kitayama, S. (1991). Culture and the self: implications for cognition, emotion, and motivation. Psychological Review, 98(2), 224–253.
13. McAndrew, F.T., Milenkovic, M.A. (2002). Of tabloids and family secrets: The evolutionary psychology of gossip. Journal of Applied Social Psychology, 32, 1064–1082.
14. Neuman, W.R., Neuman, R. W., Just, M.R., & Crigler, A.N. (1992). Common knowledge: News and the construction of political meaning. Chicago, IL: University of Chicago Press.
15. Nye, S.J. (1990). Soft Power. Foreign Policy, 80, Twentieth Anniversary (Autumn), 153–171. Nye, J.S. (2004). Soft Power: The Means to Success in World Politics. New York: Public Affairs.
16. Nye, J.S. (2008). Public diplomacy and soft power. The Annals of the American Academy of Political and Social Science, 616(1), 94–109.
17. Paletz, D.L., Owen, D., Cook, T.E. (2011). Political Culture and Socialization (Chapter 6). In American Government and Politics in the Information Age v. 1.0 (pp. 227–273). University of Minnesota Libraries Publishing,
18. Pancer, S., Brown, S., Barr, C. (2002). Forming impressions of political leaders: A cross‐national comparison. Political Psychology, 20 (2), 345–368.
19. Peabody, D. (1985). National Characteristics. Cambridge: Cambridge University Press
20. Pigman, G.A. (2010). Contemporary diplomacy. Representation and communication in a globalized world. Cambridge, UK: Polity.
21. Rindfuss, R., Choe, M., Tsuya, N., Bumpass, L., Tamaki, E. (2015). Do low survey response rates bias results? Evidence from Japan. Demographic Research, 32, 797−828.
22. Rippl, S., Petrat, A., Kindervater, A. and Boehnke, K. (2009). Transnational social capital: Are border regions a laboratory of social integration in Europe? Berliner Journal für Soziologie, 19, 79–103.
23. Robinson, J.P., Levy, M.R. (1986). Interpersonal communication and news comprehension. Public Opinion Quarterly, 50(2), 160–175.
24. Sargent, M.J. (2004). Less Thought, More Punishment: Need for Cognition Predicts Support for Punitive Responses to Crime. Personality and Social Psychology Bulletin, 30(11), 1485–1493.
25. Snow, N. (2009). Persuader-in-chief: Global opinion and public diplomacy in the age of Obama. Ann Arbor, MI: Nimble Books.
26. Solleh, F.M. (2015). Gastrodiplomacy as a soft power tool to enhance nation brand. Journal of Media and Information Warfare, 7, June, 161–199.
27. Sommerfeld, R.D., Krambeck, H., Semmann, D., and Milinski, M. (2007). Gossip as an alternative for direct observation in games of indirect reciprocity. Computer Science Proceedings of the National Academy of Sciences, 104, 17435–17440.
28. Stepchenkova, S., Morrison, A.M. (2008). Russia’s Destination Image among American Pleasure Travelers: Revisiting Echtner and Ritchie. Tourism Management, 29(3), 548–560.
29. Szytniewski, B., Spierings, B., Velde, M. van der (2017). Socio-cultural proximity, daily life and shopping tourism in the Dutch-German border region. Tourism Geographies, 19(1), 63–77.
30. Trunkos, J., Heere, B. (2017). Sport Diplomacy: A Review of How Sports Can be Used to Improve International Relations. In Case Studies in Sport Diplomacy (pp. 1–17). FIT Publishing.
31. Walravens, T., Niehaus, A. (2017). Introduction: Reconsidering Japanese Food. In Feeding Japan (pp. 1–16). Palgrave Macmillan.
32. Zhilina, L. (2010). Public opinion about neighboring countries: Russia and Japan in students’ imaginations. Journal of Political Science and Sociology, 13, 29–48.
33. Zhilina, L. (2015). Public attitude and mutual perceptions: Japan and Russia. CEU Political Science Journal, 10(1–2), 1–30.
34. Zotova, M., Gritsenko, A. (2020). Neighbourhood and perceptions in small cities on different Russian borders. Geography, environment, sustainability, 13(1), 64–73.
Рецензия
Для цитирования:
Жилина Л.В. Изменение в восприятии и отношении японских и российских студентов к стране-соседу (сравнение опросов 2007–2012–2021 гг.). Японские исследования. 2023;(1):6-26. https://doi.org/10.55105/2500-2872-2023-1-6-26
For citation:
Zhilina L.V. The changes in perceptions and attitude of Japanese and Russian students towards the neighboring country (comparison of polls from 2007, 2012, and 2021). Japanese Studies in Russia. 2023;(1):6-26. (In Russ.) https://doi.org/10.55105/2500-2872-2023-1-6-26