Preview

Японские исследования

Расширенный поиск

Исчезновение как способ существования: примирение с утратой и парадоксы человеческой памяти в произведениях Огава Ё:ко и Каваками Хироми

https://doi.org/10.55105/2500-2872-2022-2-108-119

Аннотация

В статье рассматривается репрезентация проблематики памяти в произведениях современной японской женской прозы. Роман Огава Ё:ко «Полиция памяти» и новелла Каваками Хироми «Исчезнуть», выбранные для анализа, обнаруживают схожий подход к изображению заявленной проблемы; также отмечаются и некоторые параллели в сюжетном построении. В «Полиции памяти» в центре повествования находится молодая писательница, живущая на острове, где постепенно исчезают различные предметы, а затем и воспоминания о них, при этом некоторые люди имеют «иммунитет» к забвению и потому подвергаются преследованию. Протагонистка «Исчезнуть» существует в загадочном мире, где люди бесследно пропадают, меняют форму своего тела и общаются с потусторонними силами. Воспоминания о пропавших родственниках вытесняются членами общины, и только главная героиня в силах удержать в памяти отголоски прошлого. Обращение к исчезнувшему становится для обеих героинь как средством формирования так называемой постпамяти – воспоминаний о событиях, непосредственными участницами которых они не были, так и способом борьбы с несправедливым общественным устройством тоталитарного толка (с Тайной полицией, контролирующей процесс забвения, в «Полиции памяти» и с патриархальной общиной в «Исчезнуть»). Исчезновение в произведениях Огава и Каваками тесно связано также с деформацией тел и следующим за ней нарушением самоидентификации персонажей. Наконец, вопросы утраты памяти и телесности соединяются в работах писательниц с проблематикой бытия и роли женщины в современной реальности. Утрата героиней голоса в «Полиции памяти», история постепенного вырождения и исчезновения семьи в «Исчезнуть» – все эти сюжеты так или иначе перекликаются с важнейшими вопросами, поднимаемыми в современной японской женской прозе. В итоге роман «Полиция памяти» и новелла «Исчезнуть» представляют читателю принципиально новый тип мировосприятия и способ существования, отходя от привычной для современной японской литературы модели «персонального пространства». Эскапизм теперь приобретает гиперболизированные масштабы, исчезновение становится способом бытия, а письмо – единственным шансом оставить след, соединиться с воспоминаниями и собственной историей.

Об авторе

А. Ю. Борькина
Департамент востоковедения и африканистики, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) (СПб)
Россия

Борькина Анастасия Юрьевна, старший преподаватель

190121, Санкт-Петербург, ул. Союза Печатников, 16



Список литературы

1. Барт Р. Смерть автора // Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. Москва: Прогресс. 1994. С. 384–391.

2. Бодрийяр Ж. Симуляция и симулякры // Современная литературная теория. Антология / сост. Кабанова И.В. Москва: Флинта: Наука. 2004. С. 258–270.

3. Дубин Б.В отсутствие опор: автобиография и письмо Жоржа Перека // Перек Ж. Исчезание / пер. с французского В. Кислова. Санкт-Петербург: Издательство Ивана Лимбаха. 2004. С. 367–398.

4. Сиксу Э. Хохот Медузы // Введение в гендерные исследования. Ч. II: Хрестоматия / под ред. Жеребкина С. Харьков: ХГЦИ, Санкт-Петербург: Алетейя. 2001. С. 799–821.

5. Левинас Э. Время и Другой. Гуманизм другого человека / пер. с франц. А.В. Парибка. Санкт-Петербург: Высшая религиозно-философская школа. 1998.

6. Макаров А.И., Торопова А.А. Отчужденные тела: трактовка концепта телесности в постмодернизме // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 7, Философия. 2016. № 4 (34). С. 16–26.

7. Нумано Мицуёси. От литературы «J» к литературе «W». Некоторые тенденции современной японской литературы // Теория катастроф. Современная японская проза / пер. с яп. Москва: Иностранка. 2003. С. VII–XXIV.

8. Огава Ёко. Полиция памяти / пер. с яп. Д. Коваленина. Санкт-Петербург: Polyandria NoAge. 2021.

9. Esumi, H. (2015). Ogawa Yōko “Hisoyakana kesshō” kenkyū. “Anne-no nikki” kara-no eikyō wo chūshin ni [The Study of Ogawa Yōko’s “Memory Police”. The Influence of “The Diary of Anne Frank”]. Onomichi shiritsu daigaku Nihon bungaku ronsō [Japanese Literature Journal of Onomichi Private University], 11, 189–197. (In Japanese).

10. Hirsch, M. (2008). The Generation of Postmemory. Poetics Today, 29 (1), 103–128.

11. Kawakami, H. (1999). Kieru [To Disappear]. In Kawakami Hiromi, Hebi-wo fumu [Thread on a Snake] (pp. 67–102). Tokyo: Bungei shunjū. (In Japanese).

12. Kawakami, H. (2014, April). Blue Moon. Translated by Lucy North. Granta. https://granta.com/blue-moon/

13. Kawakami, H. (2017). Suisei [The Voice of Water]. Tokyo: Bungei shunjū. (In Japanese).

14. Murakami, H. (2005). Sekai-no owari to hādoboirudo wandārando [Hard-Boiled Wonderland and the End of the World]. Tokyo: Shinchōsha. (In Japanese).

15. Woolf, V. (2015). A Room of One’s Own. South Australia: University of Adelaide.


Рецензия

Для цитирования:


Борькина А.Ю. Исчезновение как способ существования: примирение с утратой и парадоксы человеческой памяти в произведениях Огава Ё:ко и Каваками Хироми. Японские исследования. 2022;(2):108-119. https://doi.org/10.55105/2500-2872-2022-2-108-119

For citation:


Borkina A.Yu. The disappearance as a way of living: Reconciliation with the loss and the paradoxes of human memory in the works of Ogawa Yōko and Kawakami Hiromi. Japanese Studies in Russia. 2022;(2):108-119. (In Russ.) https://doi.org/10.55105/2500-2872-2022-2-108-119

Просмотров: 496


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2500-2872 (Online)