Preview

Японские исследования

Расширенный поиск

Перевод «Свода правил [для] учеников школы тэракоя» Сасаяма Байан (конец XVII века)

https://doi.org/10.55105/2500-2872-2022-2-6-27

Полный текст:

Аннотация

В этой статье представлен полный перевод «Свода правил [для] учеников школы тэракоя» («Тэрако сэйкай сикимоку»), который составил учитель каллиграфии в городе Осака Сасаяма Байан (конец XVII века). Текст был не только нравоучительным перечнем правил школы, но и служил образцом для переписывания на уроках письма. Этот свод правил много раз переиздавался на протяжении XVIII–XIX веков и обрёл большую популярность как одно из пособий для школ тэракоя. Приведённые в этой статье текст и перевод основаны на издании 1835 г. Учитель Сасаяма Байан основное внимание уделяет не технике каллиграфии, а важности изучения письма и правильному поведению учеников. Ключевое значение имеет понятие Пути или Пути Человека (яп. хито но мити), в основе которого лежат конфуцианские этические понятия. Важное место в сочинении занимает взаимосвязь письма и сердца/ума (яп. кокоро) человека. Наставления затрагивают самые разные стороны жизни учеников: обращение с письменными принадлежностями, отношение к учителю и другим ученикам, прилежание и концентрация на учёбе, правила этикета, вредные привычки, поведение в школе и на улице. Таким образом, этот текст даёт представление о том, что одобрялось или порицалось в начальных школах тэракоя. В тексте наставлений встречаются обороты из эпистолярного стиля (яп. со:ро:бун), который использовался в личной переписке и в документах. Текст написан распространённым в период Эдо (1603–1868) скорописным каллиграфическим стилем. Это и другие пособия XVII–XIX веков можно использовать в учебных целях и в наше время, например, читая и переписывая их, как это делали в традиционных школах тэракоя.

Об авторе

А. Ю. Лущенко
Институт Восточных Рукописей РАН
Россия

Лущенко Алексей Юрьевич, PhD, научный сотрудник Отдела Дальнего Востока

191186, Санкт-Петербург, Дворцовая набережная, 18



Список литературы

1. Гришелева Л.Д. Формирование японской национальной культуры (конец XVI – начало XX века). Москва: Главная редакция Восточной литературы издательства «Наука». 1986.

2. История Японии: Учебник для студентов вузов / под ред. Стрельцова Д.В. Москва: Издательство «Аспект Пресс». 2018.

3. Оськина А.С. Кайбара Экикэн и его «Правила воспитания девочек» // Ежегодник Япония. 2013. № 42. С. 198–215.

4. Прасол А.Ф. Генезис и развитие японского образования (VIII – начало XX вв.). Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора исторических наук. Владивосток: Издательство Дальневосточного университета. 2005.

5. Dore, R. P. (1984). Education in Tokugawa Japan. Center for Japanese Studies. Ann Arbor: The University of Michigan. (Original work published in 1965).

6. Koizumi, Y. (2019). Edo no tenarai, hitozukuri: Edo shomin no ningen kyōiku ni manabu – Sasayama Baian “Terako seikai no shikimoku” o yomu (1) [Calligraphy and upbringing in the Edo period: Learning from popular moral education of the Edo period – Reading “Terako seikai no shikimoku” by Sasayama Baian (1)]. Shosha shodō, (1), 4–5. Retrieved July 31, 2021, from https://www.nipponbudokan.or.jp/CDFy5t/wp-content/uploads/2018/12/201901_1.pdf (In Japanese).

7. Koizumi, Y. (2019). Edo no tenarai, hitozukuri: Edo shomin no ningen kyōiku ni manabu – Sasayama Baian “Terako seikai no shikimoku” o yomu (2) [Calligraphy and upbringing in the Edo period: Learning from popular moral education of the Edo period – Reading “Terako seikai no shikimoku” by Sasayama Baian (2)], Shosha shodō, (2), 4–5. (In Japanese).

8. Minowa K. (1996). Bakuhan taiseika no bukkyō to minshūka no igi [The significance of Buddhism and its popularization under the bakuhan system]. In Ōkura Institute for the Study of Spiritual Culture (Eds.), Kinsei no seishin seikatsu [Spiritual life in the early modern period] (pp. 335–370). Tokyo: Yagi Shoten. (In Japanese).

9. Ōraimono kurabu. Shinhakken no ōraimono 236–240 [Newly discovered ōraimono textbooks 236–240], Retrieved July 31, 2021, from http://www.bekkoame.ne.jp/ha/a_r/sinhakken_236-240.htm (In Japanese).

10. Ōta, M. (2015). Kinsei Aizu-han ryōnai zaigōmachi no terakoya kyōiku: Kawanuma-gun Bange-mura “Annōdō” no kyōiku ishiki [Education in terakoya schools in towns of the Aizu province in the Edo period: educational consciousness in the “Annōdō” school in Bange village, Kawanuma district]. Wakō daigaku gendai ningen gakubu kiyō, (8), 213–223. Retrieved July 31, 2021, from http://id.nii.ac.jp/1073/00003805/ (In Japanese).

11. Sasayama Baian. (1835). Yōdō jijo Terako shikimoku [The rules for terakoya school disciples (for boys and girls)]. Osaka: Kawachiya Tasuke, Kawachiya Shinjirō. The text is kept in the Miyoshi City Library, Hiroshima Prefecture, Japan (三次市立図書館蔵). Retrieved July 31, 2021, from https://trc-adeac.trc.co.jp/Html/ImageView/3420905100/3420905100200010/0243/ (In Japanese).

12. Shively, D. H. (1991). Popular culture. In J.W. Hall (Ed.), The Cambridge History of Japan, Vol. 4, Early Modern Japan (pp. 706–769). Cambridge: Cambridge University Press.

13. Wada M. (2014). Kinsei shomin kyōiku ni okeru tokuiku no kōzō: Ōsaka no terakoya shishō to ōraimono o tegakari ni [The structure of moral education in popular education of the early modern period: Based on the study of Osaka terakoya teachers and ōraimono textbooks]. Dōshisha daigaku Nihongo, Nihon bunka kenkyū, (12), 201–215. Retrieved July 31, 2021, from http://doi.org/10.14988/pa.2017.0000013492 (In Japanese).


Рецензия

Для цитирования:


Лущенко А.Ю. Перевод «Свода правил [для] учеников школы тэракоя» Сасаяма Байан (конец XVII века). Японские исследования. 2022;(2):6-27. https://doi.org/10.55105/2500-2872-2022-2-6-27

For citation:


Lushchenko A.Yu. «The Rules for Terakoya School Disciples» by Sasayama Baian (late 17th century): Japanese text and Russian translation. Japanese Studies in Russia. 2022;(2):6-27. (In Russ.) https://doi.org/10.55105/2500-2872-2022-2-6-27

Просмотров: 51


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2500-2872 (Online)