Preview

Японские исследования

Расширенный поиск

Книга «Полезные записи об изготовлении бумаги» («Камисуки тёхоки»): графические особенности текста

https://doi.org/10.24411/2500-2872-2018-10022

Полный текст:

Аннотация

Статья посвящена графическим особенностям текста книги «Камисуки тёхоки» («Полезные записи об изготовлении бумаги»), которая является типичным представителем печатной книги эпохи Эдо, адресованной массовому читателю. Исследуются принципы расположения текста на странице и его соотношение с иллюстрациями. Показано, что текст, который соседствует на одной странице с иллюстрацией, графически выстраивается иначе, чем текст на странице, иллюстраций не имеющей: это касается его деления на смысловые части, расположения на листе. Также в статье рассматриваются знаки хэнтайганы , которыми записан текст. Подсчёт знаков, использованных в тексте «Камисуки тёхоки», показал, что для подавляющего большинства знаков можно выделить один преобладающий тип (т.е. вариант, который встречается в тексте значительно чаще остальных). Кроме того, текст демонстрирует в целом небольшое количество вариативности в знаках (бóльшая часть знаков имеют два или один вариант написания, значительно меньше - три, и лишь у единичных знаков можно увидеть четыре или пять вариантов написания). Предпринимается попытка проследить закономерности при выборе тех или иных знаков. Среди тенденций, которые удается здесь заметить, бóльшая часть оказывается связана с изобразительной, а не смысловой составляющей: важно было наличие вариативности, а также графической сочетаемости знаков между собой. Полученные данные показывают чётко выраженную тенденцию к упрощению письма, однако то, что полной стандартизации не происходит, говорит о том, что вариативность считается признаком хорошего вкуса. Можно сказать, что создатель текста «Камисуки тёхоки» преследовал две противоположные задачи: с одной стороны, он желал сделать текст достаточно простым для прочтения не высоко образованным читателем; с другой стороны, стремление к эстетической привлекательности вынуждало его соблюдать по мере возможности принципы, которые были выработаны ещё в рамках рукописного текста (такие, как вариативность знаков и зависимость их выбора от эстетических соображений). Все вышеуказанные особенности подчеркивают важность эстетической составляющей для японской печатной книги рассматриваемой эпохи.

Об авторе

Анастасия Андреевна Петрова
Институт востоковедения РАН
Россия


Список литературы

1. Горегляд В.Н. Рукописная книга в культуре Японии // Рукописная книга в культуре народов Востока (очерки). Книга вторая. М.: Наука, 1988. С. 223-270.

2. Гривнин В.С. Начало книгопечатания в Японии // Китай, Япония. История. Филология. М.: Восточная литература, 1961.

3. Завадская Е.В. Японское искусство книги. VII-XIX века. М.: РИП-Холдинг, 2014. 228 с.

4. Кавасэ Кадзума. Нихон сёсигаку но кэнкю : [История книжного дела в Японии]. Токио: Коданся, 1971.

5. Кунисаки Дзихэ. Камисуки тёхоки : [Полезные записи об изготовлении бумаги]. Осака: Акита Тауэмон, 1824. URL: http://dl.ndl.go.jp/info:ndljp/pid/2537086 (дата обращения: 24.06.2018).

6. Окада Кадзухиро. Эдоки-но ироха кана : [Азбука «ироха» эпохи Эдо] // Кокуго кокубун кэнкю. Вып. 142. Хоккайдо: Хоккайдо дайгаку кокуго кокубун гаккай, 2013. С. 33-43.

7. Kornicki Peter. The Book in Japan: A Cultural History from the Beginnings to the Nineteenth Century. Honolulu: University of Hawaii Press, 2016.


Рецензия

Для цитирования:


Петрова А.А. Книга «Полезные записи об изготовлении бумаги» («Камисуки тёхоки»): графические особенности текста. Японские исследования. 2018;(3):111-124. https://doi.org/10.24411/2500-2872-2018-10022

For citation:


Petrova A.A. “Precious notes on papermaking” (“Kamisuki chohoki”): graphic features of the text. Japanese Studies in Russia. 2018;(3):111-124. (In Russ.) https://doi.org/10.24411/2500-2872-2018-10022

Просмотров: 31


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2500-2872 (Online)