Преодоление изоляции в условиях пандемии и постпандемии: на примере России и Японии в сфере высшего образования
https://doi.org/10.24412/2500-2872-2021-4-79-93
Аннотация
Вспышка пандемии COVID-19 с начала 2020 г. резко повлияла на развитие высшего образования в различных аспектах, включая переход от очного к онлайн-обучению, отмену различных мероприятий и активностей и формирование «новой нормальности» в высшем образовании [Tesar 2020]. В то же время пандемия повысила виртуальную мобильность и совместное онлайн-обучение, создав альтернативу физической мобильности студентов. Для развития продвижения межкультурного диалога посредством онлайн-общения, основанного на изучении иностранных языков, и для мотивации студентов, преподаватели из Университета Кансай (Япония, Осака) и Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского (Россия, Омск) начали использовать платформу Flipgrid для межкультурного онлайн-обмена между студентами вышеуказанных вузов.
В настоящем исследовании в контексте вышеизложенного анализируются результаты онлайн-опроса, проведённого среди студентов этих двух вузов. Цель опроса - понять, что именно мотивировало студентов на участие в нём и как они оценивают это участие. Результаты исследования свидетельствуют, что участники положительно отзывались как об актуальности модели эффективной языковой практики, так и о значении международного общения для лучшего понимания культуры и людей страны - ближайшего соседа по АТР. Таким образом, изучение культурных особенностей других представляет собой первый шаг в приобретении межкультурных компетенций для студентов обоих университетов и для начала межкультурного диалога между ними.
Об авторе
Л. В. ЖилинаРоссия
Жилина Лариса Владимировна - кандидат исторических наук, доцент, факультет Иностранных языков.
644077, Омск, пр-т Мира, 55А.
Список литературы
1. Аржанова И.В. Международное образовательное сотрудничество - эволюция понятия... // Вестник РУДН, серия Международные отношения. 2011. № 4. C. 124-133.
2. Жилина Л.В. Проблемы политической социализации современной японской молодёжи // Ежегодник Япония. 2018. Т. 47. C. 55-76. DOI: 10.24411/0235-8182-2018-10003
3. Затеса Н.С. Международный проект как средство создания языковой среды в неязыковом вузе // Труды 63-й Всероссийской научной конференции МФТИ 23-29 ноября 2020, Гуманитарные науки и педагогика, М: МФТИ. 2020. С. 55-56.
4. Agan, T.L., Anderson, D.A., Atwood, A., Casarez, L.L., Heron, A., & Self, R.N. (2019). Flipgrid to enhance communication in distance education. Delta Kappa Gamma Bulletin: Collegial Exchange, 85(4), 34-37.
5. Aggarwal, P., O'Brien, C.L. (2008). Social loafing on group projects: Structural antecedents and effect on student satisfaction. Journal of Marketing Education, 30(3), 255-64.
6. Arasaratnam, L.A., & Banerjee, S.C. (2011). Sensation seeking and intercultural communication competence: A model test. International Journal of Intercultural Relations, 35, 226-233.
7. Baldwin, J.R., Coleman, R.R.M., Gonzalez, A. (2013). Intercultural communication for everyday life. Somerset, GB: Wiley-Blackwell Publishing.
8. Burleson, B. (2009). The nature of interpersonal communication: A message-centered approach. In Berger C.R., Roloff M.E. & Roskos-Ewoldson D. R. (eds.), The Handbook of Communication Science (pp. 145-163). Thousand Oaks, CA: Sage.
9. Byram, M., Nicols A., Stevens, D. (2001). Developing Intercultural Competence in Practice. Great Britain by the Cronwell Press Ltd.
10. de Wit, H., Deca, L. (2020). Internationalization of Higher Education, Challenges and Opportunities for the Next Decade. In: Curaj A., Deca L., Pricopie R. (eds.) European Higher Education Area: Challenges for a New Decade. Springer, Cham. https://doi.org/10.1007/978-3-030-56316-5_1
11. Gamst, G.C., Liang, C.T.H., & Der-Karabetian, A. (2011). Handbook of Multicultural Measures. Thousand Oaks, CA: Sage.
12. Hansen, R. (2006). Benefits and problems with student teams: Suggestions for improving team projects. The Journal of Education for Business, 82(1), 11-9.
13. Kember, D., Gow, L. (1990). Cultural specificity of approaches to study. British Journal of Educational Psychology, 60, 356-363.
14. Lee, L. (2020). Promoting Interpersonal and Intercultural Communication With Flipgrid: Design, Implementation, and Outcomes. In New Technological Applications for Foreign and Second Language Learning and Teaching (pp. 262-282). DOI:10.4018/978-1-7998-2591-3.ch013
15. Lёon-Henri, D.P., Jain, B. (2017). Role Play: A Practical Way to Teach Intercultural Communication. Jeux et langues dans l'enseignement superieur, 36 (2). DOI:10.4000/apliut.5746
16. Lianaki-Dedouli, I., Plouin, J. (2017). Bridging anticipation skills and intercultural competences as a means to reinforce the capacity of global citizens for learning to learn together. Futures. DOI: 10.1016/j.futures.2017.03.001
17. Lieberman, D.A., Gordon, R.S. (2011). Engaging a campus in effective intercultural and interracial communication initiatives. In D. Brunson, L. Lampl, & F.F. Jordan-Jackson (Eds.), Interracial communication: Contexts, communities, and choices (pp. 236-251). Dubuque, IA: Kendall Hunt.
18. Lima, R.M., Carvalho, D., Flores, M.A., Hattum-Janssen, N. (2007). A case study on project led education in engineering: Students' and teachers' perceptions. European Journal of Engineering Education, 32(3), 337-347.
19. Marambe, K.N., Vermunt, J.D., Boshuizen, H.P.A. (2012). A cross-cultural comparison of student learning patterns in higher education, Higher Education, 64(3), 299-316. DOI: 10.1007/s10734-011-9494-z.
20. Martin, J.N., Nakayama, T.K. (2009). Intercultural Communication in Contexts. 5th ed. McGraw-Hill.
21. Matsumoto, D., Hwang, H.C. (2013). Assessing cross-cultural competence: A review of available tests. Journal of Cross-Cultural Psychology, 44(6), 849-873.
22. Nye, J.S. (2004). Soft Power: The Means to Success in World Politics. New York: Public Affairs.
23. Solleh, F.M. (2018). Gastrodiplomacy: Psychological persuasion via national cuisine -advances in intelligent systems and computing. In Proceedings of the 7th International Conference on Kansei Engineering and Emotion Research (pp. 129-139). DOI:10.1007/978-981-10-8612-0_15
24. Solleh, F.M. (2015). Gastrodiplomacy as a soft power tool to enhance nation brand. Journal of Media and Information Warfare, Vol. 7, June, 2015, 161-199.
25. Tesar, M. (2020). Towards a post-Covid-19 “New Normality?”: Physical and social distancing, the move to online and higher education. Policy Future in Education, 18(5), 556-559.
26. Ting-Toomey, S. (1989). Intergroup communication and simulation in low- and high-context cultures. In Crookall, D. and Saunders, D. (eds.), 167-188.
27. Walravens, T., Niehaus, A. (2017). Introduction: Reconsidering Japanese Food. In Feeding Japan (pp.1-16). Palgrave Macmillan, Cham. DOI:10.1007/978-3-319-50553-4_1
28. Webb, N. (1997). Assessing students in small collaborative groups. Theory into Practice, 36(4), 205-13.
29. Zhilina L.V. (2018b). Japanese young people' perceptions of Russia. Vestnik RUDN. International Relations, 2018, 18 (1), 49-65. DOI: 10.22363/2313-0660-2018-18-1-49-65
Рецензия
Для цитирования:
Жилина Л.В. Преодоление изоляции в условиях пандемии и постпандемии: на примере России и Японии в сфере высшего образования. Японские исследования. 2021;(4):79-93. https://doi.org/10.24412/2500-2872-2021-4-79-93
For citation:
Zhilina L.V. Defeating isolation in the pandemic and post pandemic new dispensation: The case study of Russia and Japan in higher education. Japanese Studies in Russia. 2021;(4):79-93. (In Russ.) https://doi.org/10.24412/2500-2872-2021-4-79-93