«Токийская башня сочувствия» Кудан Риэ: Вавилонская башня наших дней и рождение «нового человека»
https://doi.org/10.55105/2500-2872-2025-3-129-143
Аннотация
В статье рассматривается роман японской писательницы Кудан Риэ «Токийская башня сочувствия», в 2024 г. удостоенный престижной литературной премии имени Акутагава. Присуждение премии вызвало широкую дискуссию в связи с использованием писательницей в работе генеративного искусственного интеллекта, который не только подсказал ей некоторые ходы для произведения, но также буквально стал прототипом для одного из персонажей романа, чат-бота AI-built, и сгенерировал его реплики. В центре сюжета — возведение женщиной-архитектором по имени Макина Сара необычного сооружения — так называемой Башни сочувствия, по сути являющей собой тюрьму нового образца и воплощающей новую социологическую теорию о Homo miserabilis. Термин «преступник» в мире романа признается устаревшим и дискриминирующим, вместо него вводится понятие «человек, достойный сочувствия», а основным источником криминала называется социальная среда. Героиня вдохновляется деконструктивистскими архитектурными проектами Захи Хадид, а именно Национальным стадионом в Токио, объектом, который в реальности так и не был построен. Постепенно судьбы персонажей романа переплетаются вокруг Башни, которая в итоге становится губительной для каждого из них: один погибает от рук Homo miserabilis, другой оказывается навечно заперт в Башне, Макина же, оторванная от общества, не одобрившего появление Башни, погруженная в мир «слов» и собственных внутренних переживаний, лишается своей идентичности. Интересен также выведенный в произведении образ Другого — скандально известного американского журналиста Макса Кляйна, высказываниями которого оказывается возможным продемонстрировать не только порочную природу Башни, но и потерю главной героиней человечности. Роман представляет собой философское высказывание о постепенной утрате естественных и национальных языков; о всеобщей толерантности; о возникновении новой этики; о взаимосвязях между человеком и искусственным интеллектом. Для воплощения этих идей используются характерные для современной японской литературы приемы, в числе которых малособытийное повествование, игра слов, социофобные персонажи.
Ключевые слова
Об авторе
А. Ю. БорькинаРоссия
Борькина Анастасия Юрьевна, старший преподаватель кафедры японоведения
190068, Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, д. 123
aborkina@hse.ru
Список литературы
1. Архитектура и философия. Интервью с Жаком Дерридой // Беседа. 1986. №4. С. 118—137.
2. Барт Р. Смерть автора / пер. с фр. С.Н. Зенкина // Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс. 1989. С. 384—391.
3. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляция / пер. с фр. А. Качалова. М.: ПОСТУМ. 2015.
4. Деррида Ж. Вокруг Вавилонских башен / пер. с фр. и комм. В.Е. Лапицкого. СПб.: Machina. 2012.
5. Мелодинский Д.Л. Художественная практика архитектуры параметризма: восторги и разочарования // Architecture and Modern Information Technologies. 2017. №4 (41). С. 6—23.
6. Мещеряков А.Н. Зарождение концепции «душа слова» (котодама) в древней Японии // ШАГИ/STEPS. 2015. 1 (1). С. 10—18.
7. Найман Е.А. Язык, мысль, архитектура и божественное начало сквозь призму принципа дополнительности в мифе о Вавилонской башне у Ж. Деррида // Методология науки. 2000. Вып. IV. Методология дополнительности: синтез рациональных и внерациональных методов и приемов исследования. С. 22—30.
8. Нумано Мицуёси. От литературы «J» к литературе «W». Некоторые тенденции современной японской литературы / пер. с яп. А.Н. Мещерякова // Теория катастроф. Современная японская проза / Сост. Нумано Мицуёси. М.: Иностранка. 2003. С. VII—XXIV.
9. Павлов А.В. Образы современности в XXI веке: Диджимодернизм : рецензия на книгу Алана Кирби // Философия. Журнал Высшей школы экономики. 2018. Т. 11. №2. С. 197—212.
10. Саден Э. Среди призраков. Рассуждение об эпохе метавселенной и генеративного искусственного интеллекта / пер. с фр. А. Захаревич. СПб.: Издательство Ивана Лимбаха. 2025.
11. Хронопуло Л.Ю. Потерянный герой японского рассказа конца XX — начала XXI вв. // Вестник СПбГУ. 2009. Сер. 13. вып. 3. С. 108—112.
12. Kirby, A. (2013). The Death of Postmodernism and Beyond. Philosophy Now, 58. Retrieved from philosophynow.org/issues/58/The_Death_of_Postmodernism_And_Beyond
13. Qudan, R. (2023). Tôkyôto dôjôtô [Tokyo Sympathy Tower]. Tokyo: Shinchôsha. (In Japanese).
14. Shibasaki, A. (2017). Translation, Culture and Humanity: Implications of the Thought and Theory of Akira Yanabu for Advancing the Study of Global Relations. Journal of Global Media Studies, 21, 41—52.
15. Shimada, N. (2024). AI ga “unda” Akutagawashô “Tôkyôto dôjôtô” tanjô hiwa-wо sakka ga akasu [The Akutagawa Prize Winner Born by AI. The Secret History of “Tokyo Sympathy Tower” Creation Told by the Author]. NHK interview with Qudan Rie. Retrieved from URL: https://www3.nhk.or.jp/news/html/20240206/k10014344981000.html (In Japanese).
Рецензия
Для цитирования:
Борькина А.Ю. «Токийская башня сочувствия» Кудан Риэ: Вавилонская башня наших дней и рождение «нового человека». Японские исследования. 2025;(3):129-143. https://doi.org/10.55105/2500-2872-2025-3-129-143
For citation:
Borkina A.Yu. Tokyo Sympathy Tower by Qudan Rie: The Tower of Babel of our days and the birth of the “new human”. Japanese Studies in Russia. 2025;(3):129-143. (In Russ.) https://doi.org/10.55105/2500-2872-2025-3-129-143