Preview

Японские исследования

Расширенный поиск

Японские буддийские журналы как средство поддержки миссионерской деятельности в конце XIX — начале XX века

https://doi.org/10.55105/2500-2872-2025-2-21-37

Аннотация

В конце XIX—начале XX в. Японский буддизм переживал трудные времена. Институциональный кризис, потеря правительственной поддержки, конкуренция с синтоизмом и христианством, гонения, вызванные как политическими, так и социальными факторами, способствовали консолидации сангхи внутри Японии и поиск у единомышленников за рубежом. Существенную роль в этом процессе сыграли так называемые объединяющие журналы ( со:го: дзасси) — издания широкого профиля, включавшие статьи о политике, науке, обществе и культуре и служившие платформой для свободного обмена мнениями, как открытого, так и анонимного. Журналы буддийской направленности, таким образом, привлекали на свои страницы как религиозных активистов, так и ученых буддологов, одновременно обмениваясь контактами с зарубежными изданиями и договариваясь о сотрудничестве.

 Результатом стала внушительная «буддийская сеть» журналов,где представители различных буддийских школ могли обсуждать насущные проблемы, там публиковались труды молодых японских буддологов и перепечатывались статьи их западных коллег. Публиковались там также письма буддистов из других стран, на пример, Индии, Сиама и Цейлона, а также европейских симпатизантов учения. Срок существования многих изданий был сравнительно невелик, однако, известно по меньшей мере о 800 подобных журналах. Вестники отдельных школ выпускались параллельно межсектарным изданиям, существовали региональные журналы, например, «Народное учение» ( Коккё:), и журналы, ориентированные только на женскую аудиторию, например, журнал «Буддийская женщина»( Буккё: фудзин).

 Одной из важных функций «буддийской сети» стала информационная поддержка миссионерской деятельности японских буддистов за рубежом и освещение участия представителей сангхи в значимых международных культурных мероприятиях. Парадоксально, но в условиях правительственного давления японский буддизм сумел снискать существенную популярность за рубежом. Тому, как осуществлялась японская миссионерская деятельность и какую роль в этом сыграла буддийская периодика, посвящена данная статья.

Об авторе

Е. О. Новосёлова
Институт востоковедения РАН
Россия

Новосёлова Евгения Олеговна - аспирант 

адрес: 107031, Москва, ул. Рождественка, д. 12
 



Список литературы

1. Гунский А. Ю. Первый Всемирный Парламент религий в Чикаго (1893): цели, ход проведения, религиозные проекты Запада и Востока // Религиоведческие исследования. 2024. № 1 (29). С.80—114. DOI: 10.23761/rrs202429.80-114.

2. Гунский А. Ю. Эжен Бюрнуф (1801—1852) и его работа «Введение в историю индийского буддизма» // Studia Religiosa Rossica: научный журнал о религии. 2023. №1. С. 90—114. DOI: 10.28995/2658-4158-2023-1-90-114.

3. Лепехова, Е. С. Этика и религиозное сознание в философии Киёдзавы Манси (1863—1903) // Этическая мысль. 2021. Т. 21, № 2. С. 116—128. DOI: 10.21146/2074-4870-2021-21-2-116-128.

4. Новосёлова Е.О. Буддийские журналы периода Мэйдзи (1868—1912) как ме диатор глобализации японскогобуддизма//ВестникБНЦСОРАН.2024.№ 2(54). С. 123—128. DOI: 10.31554/2222-9175-2024-54-123-128.

5. Ama, Michihiro (2011). Immigrants to the Pure Land: The Modernization, Acculturation, and Globalization of Shin Buddhism, 1898—1941. Honolulu: University of Hawai’i Press.

6. Ashitsu, Zitsuzen. (1894). The Fundamental teachings of Buddhism. The Monist,4, 163—175.

7. Belouad, C. (2020). La reception du bouddhisme chez Leon de Rosny. De commentateur a acteur: evolution d’une trajectoire. In N.B. Kono, La genese des etudes japonaises en Europe (pp. 231—248). Villeneuve d'Ascq: Presses universitaires du Septentrion. (In French).

8. Bocking, B., Cox, L., Yoshinaga, S. (2014). The first Buddhist mission to the West: Charles Pfoundes and the London Buddhist mission of 1889 — 1892. DISKUS, the Journal of the British Association for the Study of Religions, 16 (3), 1—33. DOI:10.18792/diskus.v16i3.51.

9. Buddhism and Modernity: Sources from Nineteenth—Century Japan. (2021). Ed. by Klautau O., Kramer H. M. Honolulu: University of Hawai’i Press.

10. Carus, P. (1896). Devoted to the religion of science. The Open Court, 102 (446), 4839—4841.

11. Deneckere, M. (2023). Buddhism as an Object of Academic Inquiry in the Early Work of Ishikawa Shuntai (1842—1931). In S. K. Licha, H. M. Kramer (eds.), Learning From the West, Learning From the East: The Emergence of the Study of Buddhism in Japan and Europe Before 1900 (Studies on East Asian Religions) (pp. 93—125). Leiden, Boston: Brill.

12. Dharmapala Anagarika. (1965). Return to Righteousness: A Collection of Speeches, Essays, and Letters of the Anagarika Dharmapala. Ed. by Ananda Guugue. Colombo: Government Press.

13. Kaigai bukkyô jijô · The bijô of Asia. Daiikkan: Kaigai bukkyô jijô daiisshû daijûshû Meiji 22 (1889) nen shigatsu — Meiji 23 (1890) nen gogatsu. (2014). [News of Foreign Buddhism Bijou of Asia. In 3 volumes. Vol. 1. Issues 1—10, April 1889 — May 1890]. Ed. Nakanishi Naoki, Yoshinaga Shinichi. Kyoto: Sannin Press. (In Japanese).

14. Klautau, O., Kramer, H. M. (2021). Buddhism and Modernity: Sources From Nineteenth—Century Japan. Honolulu: University of Hawaii Press.

15. Murashima, Eiji. (2021). Saisho no Tai ryûgaku nihonjin Oda Tokunô (Ikuta Tokunô) to kindaika tojô no Tai bukkyô [The First Japanese to Study in Thailand, Tokuno Oda (Tokuno Ikuta) and Thai Buddhism in the Process of Modernization]. Ajia taiheiyô tôkyû, 41, 1—87. (In Japanese). DOI: https://doi.org/10.57278/wiapstokyu.41.0_1 (in Japanese).

16. Okuyama, Naoji. (2008). Nihon bukkyô to Seiron bukkyô to no deai: Shaku Kôzen no ryûgaku o chûshin ni [The Meeting of Japanese and Ceylonese Buddhism: Focus on Shaku Kozen’s Training Abroad]. Kontakuto zon, 2, 23—36. DOI: http://hdl.handle.net/2433/177215. (In Japanese).

17. Pember, G.H. (1889). Earth earliest ages: and their connection with modern spiritualism and theosophy. London: Hodder and Stoughton.

18. Reinke, Jens. (2021). Mapping Modern Mahayana: Chinese Buddhism and Migration in the Age of Global Modernity. Berlin, Boston: De Gruyter Oldenbourg.

19. Seiron bukkyôto undô [The Buddhist Groups Movement of Ceylon]. (1889). Jôdô Kyôhô, Meiji 22 (1889), 3(8), 7—13. Tokyo: Jôdô kyôhôsha. (In Japanese).

20. Shimaji Mokurai, Ikuta Tokunô. (1890). Sangoku bykkyô ryakuji Makiage: Sôron Indokyûshi [The History of Buddhism in the Three Kingdoms (3 vols.). Vol. 1. Essays on India and China]. Tokyo: Komeisha. (In Japanese).

21. Unebe, Toshiya. (2017). Manuscripts From the Kingdom of Siam in Japan. Manuscript Studies: A Journal of the Schoenberg Institute for Manuscript Studies, 2 (1), 151—173. DOI: https://dx.doi.org/10.1353/mns.2017.0006.

22. Zamorski, J. (2023). Yang Wenhui, Nanjo Bunyu. In S. K. Licha, H. M. Kramer (eds.), Learning From the West, Learning From the East: The Emergence of the Study of Buddhism in Japan and Europe Before 1900 (Studies on East Asian Religions) (pp. 215— 252). Leiden, Boston: Brill.

23. Zheng Aihua. (2019). Buddhist Networks: The Japanese Preparation for the World's Parliament of Religions, 1892—1893. Japanese Journal of Religious Studies, 46 (2), 247—275. DOI:10.18874/jjrs.46.2.2019.247275.


Рецензия

Для цитирования:


Новосёлова Е.О. Японские буддийские журналы как средство поддержки миссионерской деятельности в конце XIX — начале XX века. Японские исследования. 2025;(2):21-37. https://doi.org/10.55105/2500-2872-2025-2-21-37

For citation:


Novoselova E.O. Japanese Buddhist journals as a means of supporting missionary activities in the late 19th — early 20th centuries. Japanese Studies in Russia. 2025;(2):21-37. (In Russ.) https://doi.org/10.55105/2500-2872-2025-2-21-37

Просмотров: 14


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2500-2872 (Online)