Preview

Японские исследования

Расширенный поиск

Восприятие проблем японского общества через призму «критического буддизма»

https://doi.org/10.55105/2500-2872-2025-1-6-16

Аннотация

В статье рассматривается «критический буддизм» – направление в японской буддийской философии, получившее распространение с 1980-х гг. и поставившее под сомнение «истинность» как самого японского буддизма, так и всей дальневосточной буддийской традиции из-за их грубых расхождений с индийскими корнями учения. Главными идеологами движения выступали Мацумото Сиро: и Хакамая Нориаки, профессора университета Комадзава и последователи школы Со:то:. Автор анализирует социальный аспект их критики, на начальных стадиях развития «критического буддизма» вызвавший наибольший резонанс. Утверждая, что из-за многовекового навязывания населению идей «природы Будды» и «исконного просветления» японский буддизм фактически породил и поддерживал угнетение буракумин (японских «неприкасаемых»), Хакамая и Мацумото обвиняли само учение и его приверженцев (включая себя) в отходе от настоящих заветов Будды, ключевым из которых являлось отречение от собственной самости ради другого. Распространение доктрин о мнимом равенстве, по Хакамая и Мацумото, закрепляло существующие в обществе проблемы, лишая верующих необходимости делать какой-либо морально неприятный выбор, поскольку, если во всем наличествовала «природа Будды», значит, и социальная дискриминация выступала угодным Будде положением дел. На примере разбора работ ученых показано, что какого-либо компромиссного варианта дальнейшего сосуществования буддизма в Японии с доктринами хонгаку и «природы Будды» идеологи «критического буддизма» не искали ввиду изначально еретического характера таковых и тяжести нанесенного обществу вреда. Также отмечено, что на тезисы «критического буддизма» ответил японский феминизм, добавив к проблеме «кастовой» дискриминации в буддизме проблему гендерной дискриминации. Автор делает вывод, что данное движение, хоть и не смогло осуществить фундаментальных изменений в буддологии и в обществе, носило важный характер, поскольку еще раз обозначило важность этического аспекта буддизма и общественный запрос на реформирование буддизма в Японии в целом.

Об авторе

А. П. Лугавцова
Сибирское отделение Российской академии наук (ИМБТ СО РАН)
Россия

Лугавцова Алёна Петровна, кандидат исторических наук, младший научный сотрудник отдела философии, культурологии и религиоведения, Института монголоведения, буддологии и тибетологии 

 670047, г. Улан-Удэ, ул. Сахьяновой, 6 



Список литературы

1. Лепехова Е.С. Буддизм и социализм в философии Сэно Гиро (1890–1961) // Философский журнал. 2022. №15(2). С. 109–121.

2. Торчинов Е.А. Введение в буддологию: курс лекций. Санкт-Петербургское философское общество. http://anthropology.ru/ru/edition/vvedenie-v-buddologiyu-kurs-lekciy (дата обращения: 15.03.2024).

3. Alldritt, L. D. (2000). The Burakumin: The Complicity of Japanese Buddhism in Oppression and an Opportunity for Liberation. Journal of Buddhist Ethics: On-line Conference on “Socially Engaged Buddhism” (April 7–14, 2000). Retrieved May 7, 2024, from http://kusala.online-dhamma.net/%E6%96%87%E5%AD%97%E8%B3%87%E6%96%99/%E5%8D%97%E5%82%B3%E4%BD%9B%E6%95%99%E5%9C%96%E6%9B%B8%E9%A4%A8%20Theravada%20Buddhism%20E-Library/054%2-0%E9%9B%9C%E8%AA%8C%20Magazine/Journal%20of%20Buddhist%20Ethics/JBE/www.jbe.gold.ac.uk/7/alldritt001.html.

4. Bodiford, W. (1996). Zen and the Art of Religious Prejudice: Efforts to Reform a Tradition of Social Discrimination. Japanese Journal of Religious Studies, 23/1–2, 1–27.

5. Hakamaya, Noriaki. (1990). Hihan bukkyō [Critical Buddhism]. Tokyo: Daizō Shuppan. (In Japanese).

6. Heine, S. (1994). “Critical Buddhism” (Hihan Bukkyō) and the Debate Concerning the 75-fascicle and 12-fascicle Shōbōgenzō Texts. Japanese Journal of Religious Studies, 21/1, 37–72.

7. Heine, S. (2001). After the Storm: Matsumoto Shirō’s Transition from “Critical Buddhism” to “Critical Theology” (Review Article). Japanese Journal of Religious Studies, 28/1–2, 133–146.

8. Hubbard, J. & Swanson, P.L. (Eds.). (1997). Pruning the Bodhi Tree: The Storm Over Critical Buddhism. Honolulu: University of Hawai’i Press.

9. Kawahashi, Noriko. (2016, January 7). When It Comes to Gender Equality, Religion in Japan Lags Behind. Divinity School, the University of Chicago. Retrieved June 6, 2024, from https://divinity.uchicago.edu/sightings/articles/when-it-comes-gender-equality-religion-japan-lags-behind.

10. Kitagawa, J. M. (1966). Religion in Japanese History. New York: Columbia University Press.

11. Matsumoto, Shirō. (1989). Engi to kū: Nyoraizō shisō hihan [Causality and Emptiness: A Critique of Tathāgatagarbha Thought]. Tokyo: Daizō Shuppan. (In Japanese).

12. Matsumoto, S. (2001, May 2). Critiques of Tathāgatagarbha Thought and Critical Buddhism. Public lecture at the Divinity School, the University of Chicago. Retrieved April 20, 2024, from http://repo.komazawa-u.ac.jp/opac/repository/all/14431/jbs033-20.pdf.

13. Shields, J. M. (2023). A Century of Critical Buddhism in Japan. Faculty Contributions to Books. Retrieved May 25, 2024, from https://digitalcommons.bucknell.edu/fac_books/261.

14. Swanson, P. L. (1993). “Zen is Not Buddhism”: Recent Japanese Critiques of Buddha-Nature. Numen, 40 (2), 115–149.


Рецензия

Для цитирования:


Лугавцова А.П. Восприятие проблем японского общества через призму «критического буддизма». Японские исследования. 2025;(1):6-16. https://doi.org/10.55105/2500-2872-2025-1-6-16

For citation:


Lugavtsova A.P. The perception of the problems of Japanese society through the prism of “Critical Buddhism”. Japanese Studies in Russia. 2025;(1):6-16. (In Russ.) https://doi.org/10.55105/2500-2872-2025-1-6-16

Просмотров: 93


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2500-2872 (Online)