Preview

Японские исследования

Расширенный поиск

Учитель и ученик в «Собрании стародавних повестей»

https://doi.org/10.55105/2500-2872-2024-2-6-20

Аннотация

В статье рассмотрена одна из сквозных тем собрания поучительных рассказов сэцува «Кондзяку моногатари-сю:», XII в.: тема наставничества. Показано, какие сюжеты отбираются для сборника и как они излагаются ‒ начиная от истории самого Будды Шакьямуни и заканчивая мирянами, искусными в каком-либо мастерстве. Учитель всех учителей – Будда Шакьямуни – сам учится, и при этом его учителя выступают и в роли его же учеников, что показывает непрерывность и бесконечность цепи взаимозависимого возникновения вещей. Также Будда подает пример всем остальным учителям в том, что вся его жизнь – наставничество. Он помогает избавиться от иллюзий всем, с кем взаимодействует, даже в те моменты, когда не занимается непосредственно толкованием своего учения. Отношения учителя и ученика во всех рассказах рассматриваются как обусловленные законом воздаяния, очень тесные, близкие; учитель и ученик должны соответствовать друг другу по способностям и потребностям ‒ и если речь идет о передаче буддийского Закона, и если говорится просто об обучении ремеслу. Тема преемственности традиции, передачи учения Будды, для «Кондзяку» очень важна, она по-разному раскрывается во всех трех частях собрания, индийской, китайской и японской; выстраивается вневременная последовательность учителей и учеников, каждый участник которой должен сам достигнуть готовности принять учение, стать учеником и учителем. По образцу, заданному Буддой, иногда в рассказах наставник и подопечный могут меняться ролями; иногда учеником в рассказе может выступать не один человек, а целый народ; в других случаях наставником становится не живой человек, а, например, призрак или бог. Иногда, как видно в сэцува о мирянах, ученик может быть персонажем, через которого проявляется мудрость его учителя. Способы, которыми передается мудрость, также могут самыми разными: в некоторых рассказах специально делается акцент на неожиданных поступках наставников, благодаря которым их ученики проживают на собственном опыте то, что им прежде не удавалось понять усилиями разума. Затрагиваются и личностные стороны коммуникации учителя и ученика, приводятся также примеры неудачных связей.

Об авторах

М. В. Бабкова
Институт логики, когнитологии и развития личности
Россия

Бабкова Майя Владимировна, кандидат философских наук, научный сотрудник 

Москва, 129110, просп. Мира, д. 70А, стр. 2, оф. 41



М. С. Коляда
Институт логики, когнитологии и развития личности
Россия

Коляда Мария Сергеевна, кандидат философских наук, научный сотрудник 

Москва, 129110, просп. Мира, д. 70А, стр. 2, оф. 41



Список литературы

1. Афоризмы старого Китая / cост., пер., вст. ст. и комм. В.В. Малявина. Москва: Астрель, АСТ. 2004.

2. Бабкова М.В., Трубникова Н.Н. Буддийская община глазами наставника Догэна. Москва; СанктПетербург: Центр гуманитарных инициатив. 2019.

3. Торчинов Ε.Α. Даосизм. «Дао-Дэ цзин». Санкт-Петербург: Азбука-классика; Петербургское Востоковедение. 2004. С. 203‒252.

4. Канаев И.А., Ли Хуэй Фан. Системы обучения и понимание знания // Вопросы философии. 2016. № 9. С. 83‒93.

5. Коляда М.С. Ходзё Сигэтоки и его наставления потомкам. Ходзё Сигэтоки. Наставления господина Гокуракудзи / пер. со старояпонского и примечания М.С. Коляды // Вопросы философии. 2017. № 6. С. 155–182.

6. Конфуций. Лунь юй / пер. Переломов Л.С. Москва: Восточная литература. 1998.

7. Мэн-Цзы / пер. Л. И. Думана. Древнекитайская философия. Собрание текстов в двух томах. Т. 1. Москва: Мысль. 1972.

8. Собрание песка и камней / пер. со старояпонского Н.Н. Трубниковой. «Собрание песка и камней» в истории японской философской мысли. Т. 1. Собрание песка и камней. Москва, СанктПетербург: Центр гуманитарных инициатив. 2017.

9. Собрание стародавних повестей / пер. Трубниковой Н.Н., Бабковой М.В., Коляды М.С. под ред. Мещерякова А.Н. https://trubnikovann.wixsite.com/trubnikovann/blank-czx1

10. Трубникова Н.Н. «Сборник наставлений в десяти разделах»: практическая философия в средневековой Японии. Москва: Изд. дом «Дело» РАНХиГС. 2023.

11. Трубникова Н.Н. Первые философы Японии в «Собрании стародавних повестей» // Философские науки. 2018. № 8. С. 23–45.

12. Трубникова Н.Н. Равные помыслы: истории о дружбе в японской словесности (по Сборнику наставлений в десяти разделах) // Человек. 2015. № 6. С. 142–160.

13. Трубникова Н.Н. Традиция «исконной просветленности» в японской философской мысли. Москва: РОССПЭН. 2010.

14. Трубникова Н.Н., Бабкова М.В. Обновление традиций в японской религиозно-философской мысли XII–XIV вв. Москва: Политическая энциклопедия. 2014.

15. Чжао Синьчжу. Конфуцианское семейное воспитание и идеологическая традиция «Тянь Ди Цзюнь Цинь Ши» // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. 2021. Т. 25. № 2. С. 311—319. DOI: 10.22363/2313-2302-2021-25-2-311-319


Рецензия

Для цитирования:


Бабкова М.В., Коляда М.С. Учитель и ученик в «Собрании стародавних повестей». Японские исследования. 2024;(2):6-20. https://doi.org/10.55105/2500-2872-2024-2-6-20

For citation:


Babkova M.V., Kolyada M.S. Master and disciple in Konjaku Monogatari-shū. Japanese Studies in Russia. 2024;(2):6-20. (In Russ.) https://doi.org/10.55105/2500-2872-2024-2-6-20

Просмотров: 322


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2500-2872 (Online)