Японские минимаркеты комбини: уникальность, универсальность, региональные особенности
https://doi.org/10.55105/2500-2872-2024-1-44-59
Аннотация
На базе анализа статистических и информационных источников, научных публикаций и собственного опыта авторы анализируют особенности стоящих в ряду удивительных японских изобретений, творений, практик минимаркеты – комбини, ставшие неотъемлемой частью образа жизни японцев и одной из своего рода визитных карточек страны. В научной литературе до сих пор не было комплексных работ, раскрывающих данный феномен, и практически совсем обойдены вниманием региональные их особенности, особенно география магазинов разных сетей. Цель данной статьи – осветить основной научный дискурс, охарактеризовать уникальность и универсальность – то, что, собственно, и составляет феномен комбини, а также выявить их региональные особенности. В исследовании наглядно показано, что пришедшие в 1973 г. в Японию из США, эти магазины полностью преобразились и постоянно развиваются, изменив концепцию магазина и представ уникальным явлением для всего мира. Описаны особенности ведущих сетей этих магазинов в их стремлении завоевать еще большую популярность у потребителей и появившиеся в последние годы нововведения, в том числе под влиянием пандемии Covid-19. Раскрывая феномен комбини, авторы, с одной стороны, отмечают их превращение в важную социальную инфраструктуру, отвечающую потребностям современного общества и особенно необходимую в условиях быстро прогрессирующего старения населения, а с другой стороны, – и их определенное негативное воздействие, в особенности на молодое поколение. Особую новизну представляет анализ региональных особенностей этих магазинов и иллюстрирующий их авторский картографический материал. Выявлено, что внутри префектур размещение комбини коррелирует с числом жителей (количество магазинов пропорционально населению муниципалитетов), и каждая из действующих на территории Японии 20 сетей комбини занимает свой определенный ареал размещения. Авторы заключают, что комбини отвечают интересам развития регионов страны в целом, и их роль в японском обществе трудно переоценить, а японский опыт может с успехом быть использован и в других странах, в том числе представлять интерес и для российских сетевых магазинов, все чаще позиционирующих себя в качестве магазинов шаговой доступности.
Об авторах
И. С. ТихоцкаяРоссия
Тихоцкая Ирина Сергеевна, доцент Кафедры социально-экономической географии зарубежных стран Географического факультета
М. А. Петропавловская
Россия
Петропавловская Мария Александровна
С. Като
Россия
Като Сидзуко
Список литературы
1. Белов А.В., Тихоцкая И.С. Первая волна пандемии COVID-19 в Японии: социальные и экономические аспекты. Азия и Африка сегодня. 2020. № 10. С.14–21.
2. Мурата Саяка. Человек-комбини. Москва: Popcorn Books. 2020.
3. Тихоцкая И.С., Омата Т . Япония: инновации в обществе под влиянием пандемии COVID-19. Азия и Африка сегодня. 2022. № 5. С. 29–36.
4. Японский феномен / под ред. К.О. Саркисова. Москва: Институт Востоковедения РАН. 1996.
Рецензия
Для цитирования:
Тихоцкая И.С., Петропавловская М.А., Като С. Японские минимаркеты комбини: уникальность, универсальность, региональные особенности. Японские исследования. 2024;(1):44-59. https://doi.org/10.55105/2500-2872-2024-1-44-59
For citation:
Tikhotskaya I.S., Petropavlovskaya M.A., Kato S. Japanese konbini minimarkets: Unique and universal character, regional characteristics. Japanese Studies in Russia. 2024;(1):44-59. (In Russ.) https://doi.org/10.55105/2500-2872-2024-1-44-59