Preview

Японские исследования

Расширенный поиск

Японские минимаркеты комбини: уникальность, универсальность, региональные особенности

https://doi.org/10.55105/2500-2872-2024-1-44-59

Аннотация

На базе анализа статистических и информационных источников, научных публикаций и собственного опыта авторы анализируют особенности стоящих в ряду удивительных японских изобретений, творений, практик минимаркеты – комбини, ставшие неотъемлемой частью образа жизни японцев и одной из своего рода визитных карточек страны. В научной литературе до сих пор не было комплексных работ, раскрывающих данный феномен, и практически совсем обойдены вниманием региональные их особенности, особенно география магазинов разных сетей. Цель данной статьи – осветить основной научный дискурс, охарактеризовать уникальность и универсальность – то, что, собственно, и составляет феномен комбини, а также выявить их региональные особенности. В исследовании наглядно показано, что пришедшие в 1973 г. в Японию из США, эти магазины полностью преобразились и постоянно развиваются, изменив концепцию магазина и представ уникальным явлением для всего мира. Описаны особенности ведущих сетей этих магазинов в их стремлении завоевать еще большую популярность у потребителей и появившиеся в последние годы нововведения, в том числе под влиянием пандемии Covid-19. Раскрывая феномен комбини, авторы, с одной стороны, отмечают их превращение в важную социальную инфраструктуру, отвечающую потребностям современного общества и особенно необходимую в условиях быстро прогрессирующего старения населения, а с другой стороны, – и их определенное негативное воздействие, в особенности на молодое поколение. Особую новизну представляет анализ региональных особенностей этих магазинов и иллюстрирующий их авторский картографический материал. Выявлено, что внутри префектур размещение комбини коррелирует с числом жителей (количество магазинов пропорционально населению муниципалитетов), и каждая из действующих на территории Японии 20 сетей комбини занимает свой определенный ареал размещения. Авторы заключают, что комбини отвечают интересам развития регионов страны в целом, и их роль в японском обществе трудно переоценить, а японский опыт может с успехом быть использован и в других странах, в том числе представлять интерес и для российских сетевых магазинов, все чаще позиционирующих себя в качестве магазинов шаговой доступности.

Об авторах

И. С. Тихоцкая
МГУ им М.В. Ломоносова
Россия

Тихоцкая Ирина Сергеевна, доцент Кафедры социально-экономической географии зарубежных стран Географического факультета



М. А. Петропавловская
ПАО АФК «Система»
Россия

Петропавловская Мария Александровна



С. Като
Университет Мэйдзи (Япония), Школа бизнеса
Россия

Като Сидзуко



Список литературы

1. Белов А.В., Тихоцкая И.С. Первая волна пандемии COVID-19 в Японии: социальные и экономические аспекты. Азия и Африка сегодня. 2020. № 10. С.14–21.

2. Мурата Саяка. Человек-комбини. Москва: Popcorn Books. 2020.

3. Тихоцкая И.С., Омата Т . Япония: инновации в обществе под влиянием пандемии COVID-19. Азия и Африка сегодня. 2022. № 5. С. 29–36.

4. Японский феномен / под ред. К.О. Саркисова. Москва: Институт Востоковедения РАН. 1996.


Рецензия

Для цитирования:


Тихоцкая И.С., Петропавловская М.А., Като С. Японские минимаркеты комбини: уникальность, универсальность, региональные особенности. Японские исследования. 2024;(1):44-59. https://doi.org/10.55105/2500-2872-2024-1-44-59

For citation:


Tikhotskaya I.S., Petropavlovskaya M.A., Kato S. Japanese konbini minimarkets: Unique and universal character, regional characteristics. Japanese Studies in Russia. 2024;(1):44-59. (In Russ.) https://doi.org/10.55105/2500-2872-2024-1-44-59

Просмотров: 542


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2500-2872 (Online)