Preview

Японские исследования

Расширенный поиск

«Свиток пожертвований». Пьеса театра Кабуки «Кандзинтё:»

https://doi.org/10.55105/2500-2872-2024-1-16-43

Аннотация

Статья посвящена японской драме «Кандзинтё:», текст которой вводится в научный оборот отечественной японистики, выполнен при участии студентов Института классического Востока и  античности  НИУ  ВШЭ  в  рамках  проекта  «Перевод  пьес  театра  Кабуки».  Пьеса  «Кандзинтё:» является одной из самых известных в японской театральной традиции, так как описывает историю о  доблестном  воине  Минамото-но  Ёсицунэ  (1159–1189),  это  один  из  любимейших  исторических персонажей  в  Японии.  После  того  как  Ёсицунэ  разбил  клан  Тайра  в  решающем  сражении  при Данноура (25 апреля 1185 г.), война между Тайра и Минамото закончилась, но полководец Минамото-но Ёритомо приказал задержать и казнить своего брата. Спасая свою жизнь, герой и его спутники переодеваются  в   монахов-ямабуси ,  чтобы  незамеченными  пройти  земли  Японии,  перекрытые заставами  – специальными военными пунктами досмотра. В пьесе «Кандзинтё:» идет речь как раз о том, как самураи проходили одну из таких застав в японских горах, и как монах Бэнкэй, верный спутник  Ёсицунэ,  использовал  свою  смекалку,  чтобы  перехитрить  смотрителя  заставы  Тогаси-но Саэмон, которому было велено Ёсицунэ задержать. Пьеса содержит знаменитые театральные сцены: импровизированное чтение подписного листа о благотворительности, диалог ямабуси-мондо: , удар Ёсицунэ, танец  эннэн-но маи , летящий шаг  тоби роппо:. Изначально пьеса принадлежала традиции Но:, одному из видов драматического театра в  Японии, но Кабуки адаптировал её для своей сцены; тем  не  менее,  влияние  Но:  сохранилось.  В  статье  прослеживается,  какие  сценические  элементы остались неизменными. В пьесе сильны буддийские мотивы, они подробно описаны как в репликах актеров, так и репрезентуются в материальных объектах: бутафории, костюмах, аксессуарах,  – это свойство Кабуки, как вида сценического искусства, демонстрирует глубокую проработку буддистской символики. Также в статье представлен анализ главных персонажей, их сценического воплощения на сцене, разбор символики костюмов, описание сцены и бутафории.

Об авторе

В. В. Хомченкова
НИУ ВШЭ
Россия

Хомченкова Варвара Валентиновна ‒ преподаватель Института классического Востока и  античности

Москва, 105066, ул. Старая Басманная, д. 21/4



Список литературы

1. Анарина Н.А. История японского театра. Москва: Наталис. 2008.

2. Гришелева Л.Д. Театр и драматургия Японии. Москва: Наука. 1966.

3. Гундзи Масакацу. Японский театр Кабуки. Москва: Прогресс. 1969.

4. Дьяконова Е.М. Канон и комментарий. К вопросу истолкования японской классической поэзии // Studia Litterarum. 2020. T. 5. № 3. С. 104–127.

5. Ёкёку. Классическая японская драма / сост. Н.Г. Анарина. Москва: Наука. 1979.

6. Ковалевская А.И. Герой, наделенный легендарными родителями: формирование образа Мусасибо Бэнкэй в «Сказании о Ёсицунэ» // Сибирский филологический журнал. 2020. № 1. С. 58–71.

7. Моррис А. Благородство поражения. Трагический герой в японской истории. Москва: Серебряные нити. 2001.

8. Мянд В.А. Понятие сирабёси в японской культуре // Лига исследователей МПГУ: Сборник статей студенческой открытой конференции. В 4 т. Москва, 21–25 ноября 2022 года. Москва: МПГУ. 2022. С. 375–379.

9. Накорчевский А.А. Синто. Санкт-Петербург: Азбука-классика, Петербургское Востоковедение. 2003.

10. Повесть о доме Тайра / пер. И. Львовой. Санкт-Петербург: Азбука-классика. 2005.

11. Сказание о Ёсицунэ / пер. А. Стругацкого. Санкт-Петербург: Евразия. 2000.

12. Торопыгина М.В. Японский средневековый рассказ (отоги-дзоси). Москва: РГГУ. 2011. С. 219–229.

13. Трубникова Н.Н., Бачурин А.С. История религий Японии IX–XII вв. Москва: Наталис. 2009.

14. Хомченкова В.В. Театральный, исторический и литературный контексты пьесы театра Кабуки «Сибараку» // История и культура Японии. Вып. 13. Москва: ВШЭ. 2021. С. 160–187.


Рецензия

Для цитирования:


Хомченкова В.В. «Свиток пожертвований». Пьеса театра Кабуки «Кандзинтё:». Японские исследования. 2024;(1):16-43. https://doi.org/10.55105/2500-2872-2024-1-16-43

For citation:


Khomchenkova V.V. “The Subscription List.” The Kabuki play Kanjinchō. Japanese Studies in Russia. 2024;(1):16-43. (In Russ.) https://doi.org/10.55105/2500-2872-2024-1-16-43

Просмотров: 509


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2500-2872 (Online)