Методология исследования мифов (синва) в работах историка Цуда Сокити (1873–1961)
https://doi.org/10.55105/2500-2872-2023-3-76-87
Аннотация
В данной статье рассматриваются подходы историка Цуда Сокити к исследованию мифов о богах, описанных в историко-мифологических сводах «Кодзики» и «Нихон Сёки». Цуда Сокити оставил след в японской исторической науке как ученый, применивший новые подходы к исследованию древних мифов. Историк применил накопленные знания, полученные в результате изучения передовых западных методов исследования, которые предложили Б. Чемберлен, Л. Ранке, и по-новому взглянул на древние исторические источники «Кодзики» и «Нихон сёки».
В период Мэйдзи был установлен государственный контроль над историческими исследованиями и сложилась официальная идеология, выстроенная вокруг фигуры императора. В частности, считалось, что события эры богов, описанные в древнейших письменных памятниках, являются подтверждением божественного происхождения императорского рода. Однако историк усомнился в истинности событий, относящихся к эре богов, и предпринял попытку прояснить причины возникновения мифов. Цуда не считает мифы полностью вымышленными историями, предполагая, что в их основе могли быть заложены реальные события, однако отрицает реальность существования богов.
Историк сравнил мифы в двух памятниках и выделил основную сюжетную линию, посвященную богам-предкам императора, и вторичную. Применяя сравнительный метод, историк сделал вывод о китайском влиянии на официальную мифологию древнеяпонского государства, а также определил другие причины возникновения изменений в сюжетах мифов. Цуда видит истоки мифов в народных преданиях и считает их важным этнографическим материалом. Историк определил несколько функций мифов: политическая, моральная (или религиозная), функция объяснения физических явлений и происхождения топонимов и имен. Ключевой функцией мифов, по его мнению, является именно политическая, так как повествование мифов выстроено вокруг божественных потомков императора. Целью мифов являлось укрепление императорского рода среди знати, возвышение его фигуры и создание образа «праведного» правителя посредством доказательства кровного родства с главной богиней японского пантеона Аматэрасу.
Ключевые слова
Об авторе
К. В. ШуплецоваРоссия
Шуплецова Ксения Васильевна, аналитик экспертно-аналитической группы центра «Государство и религия в Азии», Институт Китая и современной Азии РАН); ассистент, Институт мировой экономики и бизнеса, Российский университет дружбы народов
117997, Москва, Нахимовский пр-т, 32)
117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6
Список литературы
1. Кодзики – Записи о деяниях древности / пер. Е.М. Пинус. Санкт-Петербург: ШАР. 1993.
2. Нихон сёки – Анналы Японии: в 2 т. Т. 1. Свитки I–XVI. / пер. Л.М. Ермаковой, А.Н. Мещерякова. Санкт-Петербург: Гиперион. 1997.
3. Михайлова Ю.Д. Мотоори Норинага. Жизнь и творчество (из истории общественной мысли Японии XVIII в.). Москва: Наука. 1988.
4. Суровень Д.А. Основание государства Ямато и проблема Восточного похода Каму-Ямато-Яварэ-бико //Историко-юридические исследования российского и зарубежных государств. Екатеринбург. 1998.
Рецензия
Для цитирования:
Шуплецова К.В. Методология исследования мифов (синва) в работах историка Цуда Сокити (1873–1961). Японские исследования. 2023;(3):76-87. https://doi.org/10.55105/2500-2872-2023-3-76-87
For citation:
Shupletsova K.V. The methodology of research of Japanese myths (shinwa) in the studies of historian Tsuda Sōkichi (1873–1961). Japanese Studies in Russia. 2023;(3):76-87. (In Russ.) https://doi.org/10.55105/2500-2872-2023-3-76-87