Preview

Японские исследования

Расширенный поиск

Проблемы реформирования корпоративного управления в контексте новой стратегии социально-экономического развития Японии

https://doi.org/10.55105/2500-2872-2023-2-105-128

Полный текст:

Аннотация

В статье анализируются современные проблемы и направления модернизации японского корпоративного управления и то, как они интерпретируются в государственной стратегии социально-экономического развития, а также аналитических документах ведущих предпринимательских организаций Японии.
Трансформация традиционной модели японского менеджмента, сложившейся в период высоких темпов экономического роста (вторая половина 1950-х – начало 1970-х гг.) происходила постоянно и постепенно по мере того, как компании адаптировались к внешним изменениям и воспринимали некоторые черты западных моделей.
К началу третьего десятилетия XXI в. японский бизнес подошел уже существенно обновленным. Пандемия COVID-19 и ее последствия, возрастание неопределенности в мировом экономическом пространстве и геополитической напряженности ускорили процессы перемен.
Перемены затронули многие сферы корпоративного управления – они коснулись оценки стоимости компаний, структуры источников финансирования, отношений с инвесторами, системы финансовой и бухгалтерской отчетности, системы перекрестного владения акциями, назначения топ-менеджеров и их вознаграждения, раскрытия финансовой информации. В системе приоритетов менеджмента повысился статус акционеров, что повлияло и на распределение прибыли, и на возможности инвестирования в стратегические направления.
В правительственной Стратегии формирования «нового капитализма» 2022 г. назван ряд проблемных сфер корпоративного управления – эффективность использования капитала, его распределение, стоимость компаний, управление человеческими ресурсами, инновационно- технологическое развитие.
Правительством была предложена концепция «пост-неолиберального» капитализма – капитализма «заинтересованных сторон». Однако в случае с Японией эта концепция нова лишь отчасти. Многие прогнозируемые и предлагаемые перемены не противоречат традиционной практике японского бизнеса, особенно в части расширенного состава стейкхолдеров, социальной ответственности бизнеса, долгосрочного горизонта планирования и инвестирования в стратегические направления роста, развития персонала. Конечно, традиционные бизнес-практики обретают новые черты с учетом актуальной ситуации, т.е. происходит развитие по спирали, что очень характерно для Японии, как и партнерство государства и бизнеса, что также в японской традиции.

Об авторе

И. Л. Тимонина
Институт стран Азии и Африки МГУ; Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС); Институт востоковедения РАН
Россия

Тимонина Ирина Львовна, доктор экономических наук, профессор

125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 1

119571, Москва, пр-т Вернадского, 82

107031, Москва, ул. Рождественка, д. 12



Список литературы

1. Лебедева И. П. Японские корпорации: стратегия развития. Москва: Восточная литература. 1995.

2. Тимонина И. Л. Японские корпорации в эпоху глобализации: революция управления // Бизнес- Академия. 2002. №1(11) – 2(12).


Рецензия

Для цитирования:


Тимонина И.Л. Проблемы реформирования корпоративного управления в контексте новой стратегии социально-экономического развития Японии. Японские исследования. 2023;(2):105-128. https://doi.org/10.55105/2500-2872-2023-2-105-128

For citation:


Timonina I.L. The problems of reforming the entrepreneurial structure and business competitiveness in the modern strategy of socio-economic development of Japan. Japanese Studies in Russia. 2023;(2):105-128. (In Russ.) https://doi.org/10.55105/2500-2872-2023-2-105-128

Просмотров: 98


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2500-2872 (Online)