Preview

Японские исследования

Расширенный поиск

Портретная живопись дзэнской школы О:баку как часть традиции буддийского искусства тиндзо:

https://doi.org/10.55105/2500-2872-2022-3-23-38

Аннотация

В статье рассматривается портретная живопись дзэнской школы О:баку, представляющая собой существенную часть творческого наследия последователей данного учения, и её отношение к традиции буддийского портрета тиндзо:. Школа О:баку, третье направление японского дзэн-буддизма после Риндзай и Со:то:, появилась на Японских островах в период Токугава (1603–1868) благодаря прибытию китайских эмигрантов. Искусство монахов О:баку оказало существенное влияние на формирование культурного облика периода Токугава, поскольку всплеск его популярности повлёк за собой трансформацию отдельных жанров и направлений изящных искусств, в частности, живописи, где появились так называемые «китайские стили». Примером этого служит широкое распространение рассматриваемых в статье портретов О:баку.
В исследовании анализируются китайские истоки жанра буддийского портрета, его традиционные черты, ставшие ключевыми характеристиками, а также развитие тиндзо: в Японии в Средние века. Отдельное внимание уделяется описанию портретов О:баку как уникального жанра, биографиям наиболее известных портретистов школы, а также разбору имеющихся несоответствий портретов О:баку отдельным стилистическим и функциональным особенностям традиции тиндзо:, причины которых кроются во влиянии на портреты О:баку западной манеры живописи и необходимости выпуска большого количества изображений для новых храмов школы. Автор делает вывод, что, несмотря на очевидные отличия (чёткий акцент на фронтальности, особое использование света и тени, заимствованное у западных художников, многочисленность в противовес штучному характеру), сущность буддийских портретов О:баку соответствует традиции портретов тиндзо:, которые были призваны выразить тесную связь между дзэнским наставником и его учеником, подтверждая достижение им просветления, а также использовались как замещение умершего монаха в ходе храмовых ритуалов. Портреты О:баку продолжили выполнять эти ключевые функции, что позволяет считать их полноправной частью жанра тиндзо:.

Об авторе

А. П. Лугавцова
Институт монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения Российской академии наук (ИМБТ СО РАН)
Россия

Лугавцова Алёна Петровна, кандидат исторических наук, младший научный сотрудник отдела философии, культурологии и религиоведения

670047, г. Улан-Удэ, ул. Сахьяновой, 6



Список литературы

1. Кабанов А.М. Буддизм в эпоху Токугава. Буддизм в Японии / под ред. Т.П. Григорьевой. Москва: Наука. 1993.

2. Кужель Ю.Л. Скульптурные портреты японских религиозных деятелей // Ежегодник Япония. 2018. Т. 47. С. 239–254.

3. Суханов И.П., Синицин А.Ю. О декоративных особенностях некоторых цуба из собрания Центрального военно-морского музея // Кюнеровский сборник: Материалы восточноазиатских и юго-восточноазиатских исследований. Вып. 8. С. 549–557. https://www.kunstkamera.ru/files/lib/978-5-88431-314-9/978-5-88431-314-9_39.pdf (дата обращения: 04.04.2022).

4. Штейнер Е.С. Zen Portraits Chin : Why Do They Look as They Do? // История и культура традиционной Японии 6. Вып. LI / под ред. А.Н. Мещерякова. Москва: Наталис. 2013. С. 187–199.

5. Baroni, H. (2000). Ōbaku Zen: The Emergence of the Third Sect of Zen in Tokugawa Japan. Honolulu: University of Hawaii Press.

6. Cahill, J.H. (1982). The Distant Mountains: Chinese Painting of the Late Ming Dynasty, 1570-1644. Tokyo and New York: Weatherhill.

7. Foulk, T.G, Sharf, R.H. (1993). On the Ritual Use of Ch'an Portraiture in Medieval China. Cahiers d'Extrême-Asie, 7, 149–219. (In French).

8. Kimura, T. (2007). Shoki Ōbakuha no sōtachi [The Monks of Early Ōbaku History]. Tokyo: hunjūsha. (In Japanese).

9. Lippit, Y. (2007). Negative Verisimilitude: The Zen Portrait in Medieval Japan. Asian Art History in the Twenty-First Century, 64–95.

10. Nishigori, R. (2006). Ōbaku zenrin no kaiga [The Pictorial Art of Ōbaku Temples]. Tokyo: Chū k ron bijutsu shuppan. (In Japanese).

11. Nishimura T. (1934). Ōbaku gazō shi [Ōbaku portraits]. Kobe: gensha. (In apanese).

12. Ōbaku bijutsu to Edo no hanga [The Art of Ōbaku an E o Woo block Prints]. (2004). Machi a: Machi a shiritsu kokusai bijutsukan. (In Japanese).

13. Ōbaku no bijutsu: Edo jidai no bunka wo kaeta mono [The Art of Ōbaku: The Thing That Change the Culture of Edo Period]. (1993). Kyoto: Kyoto kokuritsu hakubutsukan. (In Japanese).

14. Ōbakuzen no bijutsu: Ingen zenji seitan 400 nenkinen [The Art of Ōbaku: Celebrating the 400th Birthday of Zen Master Ingen Ryūki]. (1993). Fukuoka: Fukuoka kenritsu bijutsukan. (In Japanese).

15. Ōtsuki, M. (1988). Ōbaku bunka jinmei jiten [The iographical Dictionary of Ōbaku Art]. Tokyo: Shibunkakushuppan. (In Japanese).

16. Sharf, E.H. (2004). Ōbaku Zen Portrait Painting and Its Sino-Japanese Heritage. Images in Asian religions, 290–345.

17. Willmann, A. (2012). Yamato-e Painting. Heilbrunn Timeline of Art History. New York: The Metropolitan Museum of Art. Retrieved March 26, 2022, from https://www.metmuseum.org/toah/hd/yama/hd_yama.htm


Рецензия

Для цитирования:


Лугавцова А.П. Портретная живопись дзэнской школы О:баку как часть традиции буддийского искусства тиндзо:. Японские исследования. 2022;(3):23-38. https://doi.org/10.55105/2500-2872-2022-3-23-38

For citation:


Lugavtsova A.P. Ōbaku Zen portrait painting as part of the chinzō tradition of Buddhist art. Japanese Studies in Russia. 2022;(3):23-38. (In Russ.) https://doi.org/10.55105/2500-2872-2022-3-23-38

Просмотров: 433


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2500-2872 (Online)